Как лучше проверять свечи накала
В дизельном двигателе свечи накаливания используются для подогрева воздуха в камере сгорания. Дизель запускается с трудом, троит после запуска в мороз – основные признаки неисправности нагревателей, реле. Рассмотрим, как проверить свечи накала и можно ли это сделать своими руками с помощью тестера.
Способы проверки работоспособности
- Измерение сопротивления нагревательного элемента. Оптимальный способ диагностики, если вы хотите проверить свечи накала, не снимая их с автомобиля. Но измерение сопротивления нити накала не дает полноценного представления о работоспособности свечи. Даже при незначительном отклонении от номинального сопротивления нагревательный элемент может разогреваться неравномерно. Если вы знаете, как пользоваться мультиметром, то сможете без труда определить неисправный нагреватель.
- Проверка в снятом состоянии. В отличие от измерений тестером, такой метод позволяет наглядно увидеть, как быстро и насколько равномерно разогревается нагревательный стержень. Метод действительно позволяет достоверно проверить свечи накала, но связан с риском обламывания основания при откручивании. Если свечи давно не снимались либо были зажаты с неправильным усилием, закручены без применения противонагарной герметизирующей пасты, они прикипают к стенкам посадочных колодцев. Случаи обламывания – далеко не редкость, поэтому при желании проверить свечи накала откручивать их нужно с особой осторожностью.
Нормальная работа
Предварительный подогрев воздуха – одна из особенностей дизельного двигателя. На подавляющем большинстве автомобилей для каждого из цилиндров установлены однополюсные («масса» – корпус) штифтовые свечи. Такие модели потребляют 5-18 А, тогда как двухполюсные нагреватели при напряжении 1.7 В способны потреблять до 50 А. Лишь в некоторых моделях ДВС воздух подогревается одним нагревателем, вкрученным во впускной коллектор.
При проверке свечей накала важно знать их нормальное время разогрева.
- Обычный нагревательный элементы – требуется до 60 секунд для выхода на рабочую температуру.
- Быстродействующие свечи накала – до 10 с. Ускоренный прогрев обеспечивается особой конструкцией нагревательного элемента.
- Саморегулирующиеся – до 5 с. В конструкции две последовательно соединенные спирали, одна из которых обеспечивает скорость прогрева, а вторая позволяет регулировать и поддерживать температуру. Даже после выключения основной фазы предпускового прогрева для улучшения сгорания ТПВС на нагревательном элементе еще порядка 3 минут поддерживается высокая температура (Post-heating).
При проверке свечей накаливания обращайте внимание на характер разогрева. Исправный элемент должен равномерно накаляться от кончика стержня.
В камеру сгорания входит лишь небольшая зона у окончания стержня, поэтому именно в этом места степень нагрева важнее всего.
Измеряем сопротивление
Проверить свечи накала на дизеле можно омметром или универсальным тестером в режиме измерения сопротивления. Узнать точные нормативные значения можно из технической документации завода-изготовителя нагревателей. Свеча исправна, если сопротивление спирали лежит в пределах 0,7-1,8 Ом. Бесконечное сопротивление свидетельствует об обрыве цепи. Для измерений однополюсных элементов один щуп приставьте к контактной площадке свечи, к которой подключается плюсовой провод, а второй щуп к металлическому корпусу.
Косвенно оценить работоспособность можно по величине потребляемого тока. Учтите, что у бюджетных мультиметров предел измерений силы тока часто ограничивается 10 А.
Проверить свечи накала можно и токовыми клещами. Но мы не можем рекомендовать такой способ диагностики, так как прибор имеет погрешность и не позволяет наглядно оценить время и характер накала.
Диагностируем, не снимая свечи с машины
Среди всех способов проверки свечей, метод со снятием форсунок – наиболее оптимальный, если вы чувствуете, что при откручивании есть большой риск обломить нагреватель. На многих двигателях через отверстия для вкручивания форсунки можно увидеть крайнюю часть штифта. Таким образом, включив зажигание на непрогретом моторе, вы можете проверить работоспособность свечи накала.
Форсунки в процессе работы двигателя также прикипают, но обломать их при выкручивании практически невозможно. Закоксованные форсунки можно достать с помощью гидравлического съемника либо инерционного захвата, который при желании можно сделать своими руками.
Снятые нагреватели
- Подключите плюсовой вывод свечи накаливания к + АКБ (контакт должен быть надежным, сечение провода не меньше того, что штатно используется на автомобиле).
- Зажмите корпус свечи пассатижами и приложите их к минусовому выводу АКБ. На видео продемонстрировано, как проверить свечи накаливания своими руками.
Как выкрутить и заменить
- Откручивать нагреватели для проверки следует только на прогретом двигателе.
- За несколько часов до проверки залейте в колодец немного керосина, тормозной жидкости или проникающей смазки.
- Непосредственно перед снятием продуйте сжатым воздухом свечные колодцы, чтобы в цилиндры не попала грязь.
- Не старайтесь открутить деталь за один заход, если вы чувствуете, что основание начинает деформироваться, но свеча не поддается. Сделав оборот или половину в одну сторону, перед следующей попыткой откручивания закрутите ее на столько же в обратную сторону.
- Перед вкручиванием нового элемента очистите резьбу от нагара и отложений с помощью метчика.
- Используйте герметизирующую противопригарную смазку. В некоторых видах конструкции для предотвращения попадания в свечной колодец влаги можно использовать герметик.
- Не переусердствуйте с закручиванием гайки, прижимающим питающую клемму.
- При закручивании обязательно используйте динамометрический ключ.
Реле времени работы, проводка
Проверить наличие питания можно мультиметром в режиме измерения напряжения. Если температура двигателя менее 60°, после включения зажигания на центральном электроде должно появиться питающее напряжение. Также вы сможете оценить корректность работы реле времени.
Если для каждой свечи накала предназначен индивидуальный провод, нелишним будет проверить целостность проводки. Для этого удобней всего вытащить реле времени, после чего «провозвонить» провода тестером.
Признаки неисправности
- Затрудненный запуск при температуре ниже -5°С. На дизельных моторах с изношенной цилиндропоршневой группой трудности могут начаться и при более высоких температурах. Особое значение исправная работа свечей накала имеет на предкамерных и вихрекамерных дизельных двигателях. На моторах с непосредственным впрыском признаки неисправности свечей накаливания проявляются при более низких температурах.
- Двигатель троит после холодного запуска. Свечи накаливания подогревают воздух не только до и непосредственно в момент срабатывания стартера, но и после запуска двигателя в холодное время года. Длительность фазы постпрогрева зависит от температуры двигателя. Если после запуска 1-2 свечи не будут работать, в соответствующих цилиндрах будет ухудшенное сгорание ТПВС. На поведении двигателя это отображается вибрацией, дымом из выхлопной трубы. Как только температура в камерах сгорания всех цилиндров выравнивается, мотор начинает работать устойчиво.
autolirika.ru
Свечи зажигания в дизеле – 3 способа проверить свечи накала
К сожалению, свечи накала довольно часто становятся «слабым звеном» посреди зимы. Мотор просто отказывается заводиться, и автовладельцам приходится пересаживаться на общественный транспорт. Помочь в решении проблемы смогут специалисты СТО АвтоПрайд, которые проверят и заменят свечи накала быстро и профессионально.
А теперь – к вопросам автомобилистов, с которыми они обращаются к нашим специалистам чаще всего.
Содержание статьи:
Принцип работы и типы свечей накаливания в дизельных двигателях
В отличие от бензинового двигателя, принцип действия дизельного имеет определенные отличия.
Воспламенение топливно-воздушной смеси в данном случае осуществляется от сжатия, а не от искры свечи зажигания. И чтобы мотор завелся (тем более при температуре от +5 и ниже), необходимо прогревание камеры сгорания.
Собственно, для этого и нужны свечи накаливания, за несколько секунд разогревающие воздух в нужной зоне впрыска до значения в 850-1000 градусов.
После запуска двигателя свечи работают до момента, пока значение температуры охлажд/жидкости не достигнет 75 градусов.
Типы свечей накаливания следующие:
- Штифтовые. В данной конструкции рабочий элемент – это штифт накаливания, представляющий собой термокоррозийный стержень со спиральной нитью и уплотнен/порошком оксида магния внутри, в свою очередь, плотно запрессованный непосредственно в корпус свечи. Принцип работы: чем выше поднимается температура двигателя, тем ниже опускается температура нагрева свечи. Нагрев такой свечи достигает значения в 850 градусов, а период работы – от 4-х секунд до 2-х мин.
- Керамические. Второй тип устройства, схема которого схожа с предыдущей. Рабочим элементом является керамический стержень с расположенным внутри керамическим нагреват/элементов. Нагрев достигает 1000 градусов, после чего происходит запуск дизеля без «раскачки». Данные свечи считаются более эффективными, а их срок службы – более солидным.
Как определить, что свечи неисправны?
О необходимости посетить специалистов СТО скажут следующие признаки:
- Двигатель запускается с трудом.
- Двигатель неровно работает в холодном состоянии.
- Имеется выхлоп белого цвета.
В случае, если свечи поменяли совсем недавно — дело, как правило, в заводском браке и поломке одной из свечей. Требуется диагностика и замена нефункционирующих элементов.
Стоит отметить, что в летнее время весьма сложно заметить неисправность. Обычно проблема проявляет себя с похолоданием, осенью и зимой. Как завести автомобиль в мороз?
При отказе сразу двух нагревательных элементов главный симптом «неисправности» — это полный отказ двигателя. Его просто не удастся запустить.
Что касается одновременного отказа большего числа свечей – это маловероятно. Но в случае, если такое все же произошло, появляется необходимость в диагностике блока управления или электропроводки
Проверка свечей зажигания в дизеле с помощью аккумулятора
Самым точным методом определения неисправности свечей накала считается проверка на аккумуляторной батарее. В этом случае свечи проверяются по отдельности, а у автовладельца есть возможность наблюдать степень их накаливания.
Минус такой диагностики в том, что свечи приходится выкручивать. Что, в свою очередь, требует, как определенных затрат времени, так и демонтажа отдельных элементов, закрывающих доступ к свечам.
Как же происходит диагностика?
- Для испытаний используют изолированный провод около 0,5 м длиной.
- Свечу переворачивают вверх нагреват/элементом и устанавливают на плюсовую клемму АКБ централ/электродом.
- Далее соединяют корпус свечи с минусовой клеммой с помощью провода.
- При быстром накаливании свечи более чем наполовину можно говорить о том, что нагревательный элемент исправен.
- Отсутствие же накала (или при нагревании лишь кончика свечи) говорит о необходимости замены свечи.
Прибор для проверки свечей накала в дизеле – мультиметр, проверка свечей прибором
Более простой метод. Если времени либо инструментов для извлечения свечей нет, приходит на помощь диагностика с помощью мультиметра.
Используют метод для каждой свечи по отдельности — или же сразу для всех, соединяя нагревательные элементы латунной (либо медной) шиной.
- Отсоединяют провод подачи тока от свечей.
- Устанавливают мультиметр в соответствующее положение для проводимого тестирования сопротивления.
- Выбирается режим проверки замыкания цепи.
- Далее 1-м щупом касаются корпуса свечи, а 2-м щупом – ее шляпки.
- В случае, если цепь замкнута, можно говорить о ее работоспособности.
- При не замкнутой цепи говорят о необходимости замены.
Главный недостаток способа проверки – сложность выявления неполадок у свечей со слабым накалом. Тестер в такой ситуации показывает отсутствие пробоя, а нагревательный элемент плохо прогревает камеру сгорания.
Как проверить свечи накала на дизеле на искру – этапы проверки
Один из самых старых и испытанных методов выявления проблемы является проверка на степень искрообразования.
Необходим изолированный провод на 0,5-1 м, с обоих концов которого снимают по паре см изоляции.
- Свечи накала освобождают от шины, а также от провода, подающего ток.
- Одним концом провод закрепляют на плюсовой клемме АКБ, вторым осуществляют касание по центр/электроду свечи.
- При исправности свечи имеет место образование сильной искры.
- При неисправности свечи искра вовсе отсутствует.
Такой метод проверки идеален для старых авто с отсутствием «мозгов» и ПК.
На заметку:
При нормальных условиях эксплуатации автомобиля необходимость смены свечей накала возникает каждые (в среднем) 60000 км.
При постоянной эксплуатации авто на предельных режимах рекомендуется отправлять свою «ласточку» на диагностику хотя бы раз в 3 месяца
, а менять свечи при их выходе из строя или же с учащенным интервалом.Следует помнить, что свеча накала – предмет весьма хрупкий и подверженный поломке при попытках ее вывернуть. Поэтому осуществлять диагностику и замену следует с помощью профессионалов на СТО.
Видео проверки свечей зажигания на дизельном двигателе
Видео: Как проверить свечи накала дизеля?
Видео: Как быстро и легко проверить свечи накала на дизельном двигателе?
Видео: Быстрая проверка свечей накаливания
Экономия на свечах накаливания, как правило, выливается в капитальный ремонт двигателя. Поэтому важно своевременно осуществлять диагностику.
И делать это рекомендуется на профессиональных СТО у квалифицированных специалистов.
www.autopride.ru
Как проверить свечи накаливания | АвтобурУм
08.09.2019, Просмотров: 249
В двигателе цикла Дизеля топливо самовоспламеняется от высокой температуры сжатого воздуха. Когда двигатель не прогрет, на такте сжатия часть тепла расходуется на нагрев поршня, стенок цилиндра и камеры сгорания. Для снижения нагрузки на стартер и облегчения холодного запуска дизельные двигатели оснащаются системой предпускового подогрева. Если при снижении температуры ниже +5°С мотор стал хуже запускаться, следует проверить свечи накала.
Виды управления системой предпускового подогрева
Система с ручным включением свечей. Нагревательные элементы подключены параллельно. Питание на общий плюсовой вывод подается через силовое реле. Один вывод управляющей катушки подключен на массу, а второй проведен в салон к выключателю. Включая кнопку, водитель перемыкает контакты. Созданное катушкой магнитное поле притягивает перемыкающий контакт, замыкая цепь свечей накаливая. Подобная система уже давно не применяется на автомобилях, так как водитель может забыть о включенных свечах, держать их запитанным недостаточно или слишком долго. Но такой вид запитки и в наше время встречается на авто, где вышла из строя штатная система предпускового подогрева. Не желая возиться с диагностикой, проверкой реле или заменой блока управления, умельцы подключают свечи через обычное реле и кнопку в салоне.
В конце 80-х, начале 90-х кнопка в штатных системах предпускового подогрева была удалена в угоду умному реле. Небольшая электронная схема управления позволила реле в автоматическом режиме управлять включением и длительностью работы свечей накала. Расчеты схема проводит на основании показаний датчика температуры охлаждающей жидкости. В фазе предпускового подогрева на приборной панели загорается лампочка со спиралью. Сама контрольная лампочка играет роль своеобразного таймера. Ее затухание говорит водителю о том, что двигатель можно запускать. При этом в момент прокрутки коленвала стартером, а также после запуска, сами свечи могут продолжать работать (лампа уже гореть не будет). Функция послепускового подогрева служит для лучшего сгорания смеси в холодном двигателе, что уменьшает шумность, вибрации, расход топлива, а также ускоряет прогрев.
Система предпускового подогрева, управляемая ЭБУ. Поскольку вся аппаратная часть теперь находится в блоке управления, электронное реле заменено обычным. Сигнал с датчика температуры двигателя поступает в ЭБУ, который в свою очередь запитывает управляющие выводы катушки в реле. На многих современных авто аппаратная часть, отвечающая за включение, интенсивность накала и время работы, выведена в отдельный блок. Также блок управления свечами накала проводит самодиагностику системы.
Как тип подключения влияет на диагностику?
- Общий тип подключения (показан выше на схемах управления). Свечи подключены параллельно толстыми проводами либо медной пластиной. Недостаток такого способа подключения в общей запитке и большой силе тока, которая проходит через реле. Со временем силовые контакты реле подгорают, из-за чего возникает паразитное сопротивление и падает ток в цепи. Соответственно, свечи накаливания не будут разогреваться в полную силу либо и вовсе не включатся. На авто с таким типом подключения отсутствует функция самодиагностики.
- Групповой тип подключения. Одно реле при такой схеме отвечает за несколько свечей накаливания. Таким образом, упал суммарный ток в цепи, что снизило нагрузку на провода и реле. Главный недостаток – отсутствие вменяемой функции самодиагностики, которая позволяла бы определять перегоревшую свечу.
- Индивидуальная схема подключения. Свечами накаливания управляет отдельный блок. Взамен реле, в блоке для каждого нагревательного элемента предусмотрен силовой транзистор. Включение в цепь каждой свечи токового шунта (резистора с низким сопротивлением) позволило реализовать функцию самодиагностики. Блок управления свечами мониторит ток для каждого из нагревателей. Если в цепи есть окислы, обрыв провода или свеча перегорела, микропроцессор фиксирует падение напряжения. Факт обнаружения поломки записывается в энергонезависимую память в виде кода неисправности. На панели приборов при этом будет моргать контрольная лампа свечей накала или загорится Check Engine. Поэтому проверку современной системы предпускового подогрева рекомендуется начинать с компьютерной диагностики.
Методы диагностики
Сделаете контрольку для проверки электрических цепей из лампы стоп-сигналов, заднего хода. Обычной контролькой сложно заметить возросшее сопротивление, но можно найти обрыв. Снимите разъем со свечей накала. Один контакт контрольки подключите на плюс АКБ, а вторым дотроньтесь до центрального вывода свечи. Если лампа не горит, внутри свечи присутствует обрыв нагревательного элемента. Тусклое свечение нити накала говорит о высоком сопротивлении, поэтому свечу также следует заменить.
Описанный выше метод проверки довольно точный, но все же не позволяет оценить характер нагрева. Свеча должна раскаливаться от кончика до основания. В форкамеру или камеру сгорания выглядывает только кончик свечи и именно тепло от него производит наибольше полезного действия. Поэтому самая лучшая проверка – это извлечение свечи и подключение ее напрямую от АКБ.
Описанным способом не рекомендуется проверять саморегулирующиеся и керамические свечи. Нагревательный элемент оплавится, если на него подать напряжение 12 В более чем на 2 с.
Если нагревательные элементы в порядке, с помощью контрольки и мультиметра проверьте наличие «+» и «–», прозвоните провода на предмет обрыва. Выше мы изучили все возможные элементы и схемы подключения. Вам остается изучить электросхему систему предпускового подогрева, после чего поочередно проверить все элементы.
Неисправности
- Перегорание свечи накаливания (самая частая поломка).
- Перегорание предохранителя.
- Окислы в разъемах, подгорание контактов силового реле, перегорание дорожек на плате блока управления.
- Обрыв, надламывание проводов, плохой контакт с массой блока управления, реле свечей накала.
- Замыкание нагревательного элемента на массу внутри корпуса свечи (встречается довольно редко).
autoburum.com
Как проверить свечи накала? (решено) — 1 ответ
Есть несколько способов и методов проверки дизельных свечей накала. Для большей достоверности в работоспособности рекомендуется последовательно выполнить несколько способов сразу.
Для определения неисправности свечей по силе потребляемого тока, потребуется отсоединить питающий провод, идущий к плюсовому контакту свечи, подсоединить к полюсу «+» на амперметре. Второй полюс амперметра подсоединить к плюсовым контактам свечей накала, после этого включив систему определить силу тока потребляемого свечами. В большинстве систем предварительного подогрева, которые устанавливают на 4-х цил. двигателя, она должна быть = 48 А, т.е. по 12 А на каждую свечу. И когда сила потребляемого тока < 12 А (или величине, кратной 12-ти), то это будет указывает на кол-во неисправных свечей.
Для определения работоспособности при вывернутых свечах нужно вывернуть свечи и установить на общей шине (концы направленные вверх). На корпус каждой из свечи при помощи толстых проводов замкнуть на «массу» и включить зажигание, свечи должны нагреваться, и таким способом, по визуально нагреву, определяют их состояние.
Если свеча неисправна, то ее свечение будет слабее, нежели остальные. Более точная проверка, на вывернутых свечах, выполняется на тестерах. Есть спецприспособление (мини тестер) смысл его в том, что — сначала необходимо отсоединить от них питающие провода, а затем лампочка с проводками, один конец которой на плюс АКБ, второй на контакт свечи и если горит — свеча исправна, нет — значит сгорела. Также можно проверить обыкновенным мультиметром.
Чтобы визуально проверить свечи накала не выворачивая, можно наблюдают за их работой через резьбовое отверстие снятой форсунки, при включении системы. И если видите что яркость какой то значительно отличается, то сначала проверьте электрические соединения, а затем значения сопротивления (если сопротивление близко к? Ом — свеча неисправна, а когда ниже 5 Ом — исправна).
P.S. Если на ваших свечах накаливания обгоревшие сердечники, — это свидетельствует о неисправности форсунок. Свечи заменить, а форсунки проверить.
etlib.ru