КоАП РФ Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении \ КонсультантПлюс
Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу
КоАП РФ Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
1. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.1. К протоколу (постановлению прокурора) об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен административный штраф, направляемому судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, прилагается информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.07.2017 N 264-ФЗ)
2. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).
(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случае, если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 29.4 настоящего Кодекса, недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются указанным судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
4. В случае, если применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности, протокол об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, а также протокол о временном запрете деятельности передаются на рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, немедленно после их составления.
(часть четвертая введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 421-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края
Прокурор разъясняет
- 25 ноября 2020, 10:54
Могут ли рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, если оно ходатайствовало о переносе рассмотрения дела из-за неблагоприятной сантитарно-эпидемиологической обстановки?
Текст
Поделиться
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, которое ходатайствовало о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, является незаконным, поскольку лишает права лица на защиту.
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом лицо вправе давать объяснения по существу правонарушения, а также по содержанию протокола, данному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе, ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом, он вправе делать замечания, протокол подписывается данным лицом.
Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому при рассмотрении дела устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке; разъясняются лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости — иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства.
При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении физическое лицо или законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении и переносе рассмотрения дела об административном правонарушении.
Основанием для подачи ходатайств также может являться санитарно-эпидемиологическая ситуация на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
На территории Пермского края введен режим повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19). Указом Губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121 (ред. от 12.11.2020) определены мероприятия, реализуемые в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае.
Пунктом 22 Указа Губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121 установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшее введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», является в сложившихся условиях чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами непреодолимой силы.
При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении им не могут быть проигнорированы вышеуказанные положения Указов, а также нормы, установленные Роспотребнадзором.
Действия административного органа при отказе в удовлетворении ходатайства лица об отложении составления протокола об административном правонарушении и переносе рассмотрения дела, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, не позволяют лицу, привлекаемому в административной ответственности, реализовать свои права на защиту, поскольку физическое лицо, законный либо полномочный представитель не может явиться в административный орган, не создав при этом возможную угрозу жизни и здоровью себе, должностному лицу и иным лицам.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02. 06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
(подготовлено прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Захаровым Е.В.)
Могут ли рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, если оно ходатайствовало о переносе рассмотрения дела из-за неблагоприятной сантитарно-эпидемиологической обстановки?
Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, которое ходатайствовало о переносе рассмотрения дела об административном правонарушении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, является незаконным, поскольку лишает права лица на защиту.
В силу ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, и если от лица не поступало ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом лицо вправе давать объяснения по существу правонарушения, а также по содержанию протокола, данному лицу разъясняются его права и обязанности, о чем делается запись в протоколе, ему предоставляется возможность ознакомления с протоколом, он вправе делать замечания, протокол подписывается данным лицом.
Статьей 29.7 КоАП РФ установлен порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, согласно которому при рассмотрении дела устанавливается факт явки лица, в отношении которого ведется производство по делу; проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке; разъясняются лицам, участвующим в деле, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, при необходимости — иные материалы дела; заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства.
При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении физическое лицо или законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении и переносе рассмотрения дела об административном правонарушении.
Основанием для подачи ходатайств также может являться санитарно-эпидемиологическая ситуация на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
На территории Пермского края введен режим повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID 19). Указом Губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121 (ред. от 12.11.2020) определены мероприятия, реализуемые в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Пермском крае.
Пунктом 22 Указа Губернатора Пермского края от 20.08.2020 № 121 установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19), повлекшее введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», является в сложившихся условиях чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами непреодолимой силы.
При рассмотрении административным органом дела об административном правонарушении им не могут быть проигнорированы вышеуказанные положения Указов, а также нормы, установленные Роспотребнадзором.
Действия административного органа при отказе в удовлетворении ходатайства лица об отложении составления протокола об административном правонарушении и переносе рассмотрения дела, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, не позволяют лицу, привлекаемому в административной ответственности, реализовать свои права на защиту, поскольку физическое лицо, законный либо полномочный представитель не может явиться в административный орган, не создав при этом возможную угрозу жизни и здоровью себе, должностному лицу и иным лицам.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволяют всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
В пункте 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02. 06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа.
(подготовлено прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Захаровым Е.В.)
Незаконное составление административных протоколов является основанием для привлечения к административной ответственности и взыскания морального вреда,
Верховный Суд отменил необоснованные решения судов предыдущих инстанций, отказавших в восстановлении нарушенных прав незаконно привлеченного лица к административной ответственности.
СУТЬ СПОРА
Административные протоколы о совершении правонарушений, предусмотренных ст. 173, 185 КоАП и административный арест. Суд закрыл производство по этим делам в связи с отсутствием в действиях указанного лица указанных административных правонарушений. После этого лицо, незаконно привлеченное к уголовной ответственности, обратилось в суд с иском о взыскании с патрульно-постовой службы полиции морального и материального ущерба.
ПОЛОЖЕНИЕ СУДОВ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ИНСТАНЦИИ
Районный суд, решение которого согласовано с судом апелляционной инстанции, отказал в удовлетворении исковых требований лица, мотивируя это тем, что данные протоколы не являются актами, устанавливающими, изменяющими или отменяет закон в соответствующей сфере отношений либо порождает права и обязанности у истца. Протокол об административном правонарушении является лишь фиксацией нарушения, которое было выявлено сотрудником полиции, и в соответствии со статьей 251 КоАП является одним из источников доказательств и основанием для дальнейшего разбирательства. Протокол, как доказательство, подлежит оценке при рассмотрении уполномоченным лицом дела об административном правонарушении и отзыву не подлежит. По мнению судов, истцом не представлены надлежащие и допустимые доказательства, подтверждающие неправомерность действий сотрудника полиции, а также постановления суда, которым закрыто производство по делу о привлечении истца к административной ответственности по статьям 173 и 185 КУпАП в связи с отсутствием административных правонарушений, не являются доказательствами, доказывающими противоправность действий сотрудников полиции.
ПОЛОЖЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА
Верховный суд встал на защиту прав истца, утверждая, что вред, причиненный незаконными решениями, действиями или бездействием органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следствие, прокуратуру или суд, возмещается государства только в случаях совершения незаконных действий, исчерпывающий перечень которых предусмотрен частью первой статьи 1176 Гражданского кодекса Украины, а именно в случаях незаконного осуждения, незаконного уголовного преследования, незаконного применения меры пресечения, незаконного задержания, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
Правовой основой гражданско-правовой ответственности по возмещению вреда, причиненного решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, является правонарушение, в состав которого входят: вред, противоправное деяние лица, его причинившего, причинная связь между ними. Ущерб возмещается независимо от вины.
Согласно нормам п. 2 ч. 1 ст. 1, п. 4 ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О порядке возмещения вреда, причиненного гражданину незаконными действиями органов следствия, предварительного следствия, прокуратуры и суда» производство по делу об административном преследовании, которое впоследствии закрывается судом за отсутствием состава административного правонарушения, свидетельствует о неправомерных действиях должностных лиц, инициировавших и осуществлявших указанное производство (составление протокола, задержание лица, получение объяснений и т.п.). Компенсация морального вреда предоставляется независимо от того, были ли применены какие-либо меры принуждения со стороны государства или понесены ли лицом расходы на погашение наложенного судом штрафа.
На основании изложенных доводов Верховный суд признал решения судов предыдущих инстанций необоснованными и отменил их.
Полный текст соответствующего решения Верховного Суда/КСЦ по делу № 640/16169/17 от 05.02.2020 доступен по ссылке.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь
В декабре 2016 года при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь создана постоянно действующая Комиссия по установлению факта (отсутствия) нарушения антимонопольного законодательства (далее – Комиссия).
Комиссия состоит из 16 членов под председательством министра. В состав комиссии входят заместители министров, руководители отраслевых администраций, научные представители Белорусского государственного экономического университета.
Комиссия направлена на определение наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства на основании рассмотренных сообщений о нарушениях антимонопольного законодательства.
На своих заседаниях Комиссия решает следующие задачи:
- рассматривает представленные материалы, свидетельствующие о нарушениях антимонопольного законодательства;
- оценивает полученные документы и сведения на предмет наличия или отсутствия нарушения антимонопольного законодательства;
- определяет применимые нормы антимонопольного законодательства;
- устанавливает, имело ли место нарушение антимонопольного законодательства.
По итогам заседания Комиссия принимает одно из следующих решений:
- имело место нарушение антимонопольного законодательства;
- нарушения антимонопольного законодательства не было;
- , необходимо дальнейшее изучение обстоятельств, имеющих значение для установления факта нарушения антимонопольного законодательства.
Решения Комиссии оформляются отдельным документом в виде приложения к протоколу заседания Комиссии. Копии решения Комиссии (выписка из протокола заседания Комиссии) вручаются заявителю и ответчику под роспись (направляются заказным письмом с уведомлением о вручении).
В 2017 году комиссия рассмотрела 105 заявлений, поданных хозяйствующими субъектами. Установлено 24 случая нарушений и 52 случая отсутствия нарушений Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Для справки: за 9 месяцев 2018 года Комиссией установлено 17 случаев нарушений и 53 случая отсутствия нарушений Закона Республики Беларусь от 12 декабря 2013 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Решение комиссии является непосредственным основанием для составления протокола об административном правонарушении. Протокол об административном правонарушении составляется и передается в суд для рассмотрения должностным лицом антимонопольного органа.
Административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (злоупотребление доминирующим положением, недобросовестная конкуренция, уклонение от исполнения решений антимонопольных органов) предусмотрена Указом Президента Республики Беларусь № 114 от 27/02 /2012 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля».