Преобразователь ржавчины — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Преобразователь ржавчины – химический раствор или грунтовка, который наносят на поверхность железа или железного сплава для превращения оксидов железа (ржавчины) в защитный химический барьер. Эти соединения взаимодействуют с оксидами железа, особенно с оксидом железа (III), превращая их в липкий слой, который более устойчив к влаге и защищает поверхность от дальнейшей коррозии.
В Советском Союзе ведущей организацией по разработке преобразователей ржавчины был Институт неорганической химии АН Латвийской ССР. За эти работы группа учёных во главе с академиком Л.К.Лепинь и директором института Б.А.Пуриным была удостоена Государственной премии Латвийской ССР в 1970 году[1].
Применение преобразователя ржавчиныПо структуре преобразователи ржавчины делятся на аэрозольные, жидкие и гелевые.
В зависимости от основного активного вещества, они бывают двух видов: кислотные и цинковые.
Кислотные[править | править код]
Также их называют грунтовыми. Раствор на водяной основе содержит два основных активных ингредиента: дубильную кислоту и органический полимер (например, растворитель бутоксиэтанол или монобутиловый эфир этиленгликоля). Некоторые преобразователи ржавчины могут содержать дополнительные кислоты для ускорения химической реакции путем снижения рН раствора. Общим примером является фосфорная кислота, которая дополнительно преобразует оксид железа в инертный слой фосфата железа[2].
Цинковые[править | править код]
В таких преобразователях основным компонентом является оксид цинка. Это вещество позволяет эффективно бороться с ржавчиной, однако, процесс его применения довольно сложен. Поверхность обрабатывается грубой наждачной бумагой, после чего электролитическим цинковым раствором смывают железную поверхность до появления серого оттенка, и лишь затем наносится сам преобразователь.
Преобразователь ржавчины обычно применяется к объектам, которые трудно поддаются пескоструйной обработке, таким как транспортные средства, прицепы, ограждения, железные перила, листовой металл и наружная поверхность резервуаров. Он также может быть использован для восстановления и сохранения предметов на основе железа, имеющих историческое значение (памятники) [3][4][5].
Удалитель ржавчины или как вернуть металлу прежнюю «молодость»
Коррозия – главный враг всему, что есть металлическое – от забора до кузова автомобиля. Факт, что коррозийный процесс необратимый, безвозвратно уничтожающий металлические изделия. Поэтому так важно «вмешаться» в этот процесс и остановить его, что можно сделать при помощи удалителя ржавчины, или, как его еще называют – «преобразователь ржавчины».
Что такое удалитель ржавчины
Удалитель ржавчины – концентрат химически активных веществ, останавливающих ржавление металла и защищающих его поверхность от коррозии.
Основой данного продукта является ортофосфорная (фосфорная) кислота (до 48% в зависимости от марки производителя). Дополнительно в средство вводятся ингибиторы для более комфортной работы с препаратом, ведь, как известно, данная кислота способна обжечь кожу и разрушить зубы.
Функции преобразователя ржавчины:
- «Съедание» продуктов коррозии и остановка последующего ржавления металла.
- Удаляет кислотные пятна с изделий и покрытий из меди, латуни, алюминия и прочих видов металла.
- Восстанавливает пористую поверхность поврежденного коррозией металла.
- Хорошо смачивает поверхность металла.
- Улучшает адгезию грунтовки и других покрытий после обработки.
Концентрат хорошо растворяется в воде, поэтому его можно разбавлять до необходимого состояния. Например, если ржавление на поверхности незначительное, не стоит использовать продукт в концентрированном состоянии.
Как использовать удалитель ржавчины
В зависимости от степени ржавления и разновидности металла, который требуется очистить, удалитель ржавчины используется в разной концентрации. Также отличается и время воздействия препарата, нанесенного на окалину.
- Очищение железистых металлов, сильно поврежденных коррозией.
Чтобы удалить толстый слой ржавчины, необходимо взять часть концентрата и развести его в трех частях воды. Тщательно перемешать и нанести жесткой щеткой на поврежденный металл либо опустить металлические изделия с окалиной в полученный раствор. Время воздействия в обоих случаях – от 25 минут до часа.
По истечении времени, очищенные поверхности и изделия нужно тщательно промыть водой и полностью высушить. Для лучшего эффекта можно покрыть обработанные поверхности влаговытесняющим составом.
- Очищение нежелезистых металлов, сильно поврежденных коррозией.
Чтобы удалить ржавчину с нежелезистых металлов, необходимо приготовить раствор из удалителя ржавчины и воды в пропорции 1/7 или 1/10 в зависимости от степени поражения металла окалиной.
Готовым раствором тщательно обработать изделия и поверхности, оставив средство для воздействия на 20-60 минут. Затем тщательно промыть чистой водой обработанные поверхности и дать полностью высохнуть.
- Очищение железистых металлов несильно поврежденных коррозией.
В данном случае раствор готовится в такой пропорции: одна часть концентрата на 15-20 частей воды. Тщательно смешать и обработать ржавые изделия и поверхности из металла. Оставить для воздействия на срок до 40 минут.
Чтобы ускорить процесс очищения металла от ржавчины, раствор можно нагреть до 60 градусов, после чего применить его по назначению и выждать половину от стандартного времени воздействия.
В завершении процедуры – вымыть изделия и поверхности водой, тщательно высушить и обработать водоотталкивающим составом.
как пользоваться (инструкция), какой лучше, чем смывать
После его изобретения удаление окиси металла даже в труднодоступных местах перестало быть проблемой. Достаточно нанести на поверхность небольшой слой раствора и выждать некоторое время. В результате взаимодействия кислот или оксида цинка с оксидами железа образуется липкая пленка, служащая защитным барьером. Подобные растворы получили название преобразователи ржавчины для металлоконструкций.
Виды и состав
Для разрушения коррозийного слоя или превращения его в защитную пленку используется несколько видов преобразователей:
- кислотные: основным компонентам является ортофосфорная кислота, растворителями органические полимеры; для ускорения реакции может вводиться также фосфорная кислота; слой окиси при использовании подобных преобразователей ржавчины преобразуется в защитную пленку, устойчивую к воздействию влаги и способную защищать металл до дальнейшей коррозии; подобные составы называют грунтовочными;
- бескислотные: в качестве активного вещества выступает танин, разрыхляющий слой окиси; используются в основном для защиты труб, арматуры, подверженных воздействию влаги;
- цинковые: изготавливается на основе оксида цинка; для очистки металл вначале обрабатывают электролитом, а затем наносится сам раствор.
Большинство составов способно справиться со слоями окиси толщиной до 100 мкм. Поэтому толстые слои ржавчины предварительно счищают с помощью пескоструйного пистолета или щетки. Некоторые производители предлагают гелиевые средства, способные растворить окись металла большей толщины. Пользоваться такими преобразователями ржавчины для авто удобней. Гель ложиться равномерней и не стекает с поверхности.
Эффективность подобных средств напрямую зависит от того, насколько разрушен металл. В начальной стадии коррозии ее можно удалить полностью. При сильной степени повреждений процесс дальнейшего разложения можно лишь замедлить.
Для того, чтобы определить, какой преобразователь ржавчины лучше подойдет для металла, необходимо знать состав лакокрасочного материала. Дело в том, что некоторые виды красок способны вступать в реакцию с образующимся слоем. Поэтому перед их приобретением следует внимательно изучить инструкцию. При использовании грунтовочных растворов желательно приобрести краску того же производителя.
Как пользоваться преобразователем ржавчины перед покраской
В зависимости от входящих в состав антирокорра компонентов порядок его нанесения на металлическую поверхность может быть разным. Подробней об этом можно узнать в инструкции. Но принцип применения преобразователей от разных производителей схож:
- При работе с подобными агрессивными составами требуются перчатки, респиратор и защитные очки.
- В результате реакции и взаимодействия состава с окисью металла образуется облачко едкого дыма. Поэтому обработку следует проводить на улице или в хорошо проветриваемых помещениях. Выдыхание паров очень опасно.
- Во избежание недоразумений перед проведением обработки необходимо изучить инструкцию по применению конкретного преобразователя ржавчины.
- Для улучшения впитываемости средства рыхлый слой и отслоившиеся куски ржавчины необходимо счистить металлической щеткой. Идеальная зачистка не требуется. Ведь для образования защитной пленки требуется наличие небольшого количества остаточной ржавчины.
- Далее поверхность металла обезжиривают специальными составами и промывают.
- Кислотные средства наносят только на сухую поверхность. Для ускорения высыхания поверхность перед нанесением преобразователя ржавчины просушивают феном. Во время обработки антиржавчиной влага также не должна попадать на поверхность.
- Металл покрывают раствором дважды с перерывом в 30 минут. Для этого можно использовать обычную щетку или валик.
- После высыхания ржавчина должна превратиться в плотный серый слой, однородный по составу. При наличии ее остатков и рыжих пятен процедуру следует повторить.
- Если в инструкции указано, что преобразователь ржавчины требуется смыть с металла, его удаляют с помощью растворителя и обезжиривателя.
- После подобной обработки металл следует покрасить не позже, чем через неделю. Иначе коррозия быстро начнется вновь.
Рейтинг производителей
При выборе средства с эффектом антиржавчины следует учитывать его назначение. Для обработки кузовов авто, металлоконструкций или трубопроводов лучше использовать разные виды растворов.
Для обработки авто
Лучшими средствами в этой группе считаются:
- Docker Nittronn: бескислотный преобразователь ржавчины на основе танина с добавлением ингибиторов, усиливающих процесс ее разложения, как и все растворы, наносится дважды;
- Runway Rust Converter: способен тормозить дальнейший процесс окисления металла; образует надежное защитное покрытие в виде пленки; против застарелой коррозии, к сожалению, бессилен;
- Permatex: гель, разрушающий ржавчину до инертных соединений, оседающих на металле в виде прочной полимерной пленки; требует предварительной очистки поверхности; обработки хватает на 2-3 года; пользоваться подобным преобразователем ржавчины перед покраской довольно легко; достаточно нанести обмазку тонким слоем дважды, второй раз минут через 30 после высыхания первого;
- «Цинкарь»: входящие в состав соединения марганца «легируют» металл, осевшие же соли цинка, сцепившиеся с ним на молекулярном уровне; способны воздействовать даже на вновь появившиеся слои ржавчины; реализуется во флаконах с распылителем; сходные составы у средств «Химик», «Панцирь», «Кольчуга».
Для обработки металлоконструкций
Объемные детали и строительные конструкции из металла лучше обрабатывать с помощью следующих средств:
- Dinitrol Rc800: состав на водной основе; в качестве ингибиторов выступают органические комплексообразователи; без содержания ортофосфорной кислоты; связывает окись металла и преобразует его в защитную пленку; как пользоваться подобным преобразователем ржавчины, описывается в инструкции, прилагаемой к средству;
- Sonax: за счет нейтрального pH состава оказывает щадящее действие, рекомендован для удаления поверхностной ржавчины, а также сажи и копоти; преобразует окись в устойчивый грунтовочный слой; смывать данный преобразователь ржавчины перед грунтовкой, покраской не требуется;
- Lavr No Rust: производится на основе солей цинка, органических и неорганических кислот, не агрессивен; не имеет резкого запаха; возможно использование даже на сильно поврежденных поверхностях;
- Astrohim Antiruster: фосфатное средство с ионами цинка, преобразующее продукты распада металла в твердое покрытие; предохраняет от дальнейшей коррозии посредством фосфатирования и цинкования.
Преобразующие ржавчину в грунтовочный слой с цинком
По отзывам потребителей, наиболее качественными средствами в этой группе являются:
- Wurth: точный состав компания-производитель не оглашает; известно лишь, что основой является ортофосфорная кислота, смола и силикон; останавливает процесс коррозии; окрашивание допускается проводить через 3 часа после обработки;
- Hi Gear: в отличие от соляной кислоты, ортофосфорная действует бережнее; последующие работы по окраске допускается производить в любой момент; преобразует окись металла в нерастворимую соль; образовавшееся покрытие имеет темно-серый цвет;
- Fenom Stop Rust: одно из старейших средств, появившихся на рынке 18 лет назад, разработанное ООО «Автохимпроект»; в качестве растворителя окиси металла также используется ортофосфорная кислота; предприятие выпускает также кондиционер для усиления защитных свойств, средство для удаления сажи; отдельная линейка – препарат для восстановления деталей рулевого управления.
Таким образом, все антикоррозийные средства, реализуемые на рынке, имеют сходный состав, и переплачивать нет смысла. Пользоваться гелевыми преобразователями ржавчины для авто удобней. Они не стекают с поверхности и не образуют потеков.
Поделиться в социальных сетях
Что такое и как работает преобразователь ржавчины?
Борьба с коррозией – извечная проблема автолюбителей. Наряду с механическими средствами обработки ржавых участков, популярность завоевал и преобразователь ржавчины для авто. Рассмотрим, как пользоваться составами и какой из представленных на рынке растворов лучше выбрать.
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Термин «ржавчина» используется для обобщающего названия окислов железа. Как известно, окислы появляются вследствие химической реакции железа с кислородом во влажной среде.
Преобразователем ржавчины называется химический состав, превращающий оксиды железа в защитный слой, что делает поверхность более устойчивой к дальнейшему воздействию окружающей среды.
Преобразователи ржавчины хорошо подходят для низколегированной и углеродистой стали. Но не стоит ждать от химического воздействия чудес. В процессе коррозии металл покрывается многочисленными кратерами, достать ржавчину из которых полностью невозможно. Коррозию можно сравнить с кариесом, а это значит, что побороть ее можно, только полностью удалив поврежденный участок. Преобразователь призван замедлить ржавление и создать защитную пленку.
Виды преобразователей
В зависимости от способа действия и состава, преобразователи продуктов коррозии бывают нескольких видов:
- грунтовки-модификаторы. Применяются в качестве первичного защитного слоя;
- преобразователи, воздействие которых трансформирует окислы железа в малорастворимые соли;
- стабилизаторы продуктов ржавления. После химического воздействия нестабильные гидраты окиси железа превращаются в более стойкие соединения.
Подавляющее большинство преобразователей ржавчины имеют в своей основе фосфорную кислоту. В некоторых составах основным компонентом выступает соединения оксикарбановых многоосновных кислот и таннина. Также в состав входят различные пигменты, гидрофобизаторы, ингибиторы и т.д. Наибольшее распространение получили средства на основе пленкообразующих веществ. В продаже готовый химический раствор можно встретить в виде геля или жидкости. Именно вязкость средства определяет способ нанесения. Некоторые производители выпускают составы в таре с распылителем. Наиболее популярен метод нанесения ватным тампоном. Для вертикальных поверхностей удобней всего использовать составы в виде гелей.
ГРУНТОВКИ-МОДИФИКАТОРЫ
В народе такие грунтовки для ремонта авто называют кислотными либо реактивными. В состав входит ортофосфорная кислота, соединения цинка, марганца. После нанесения на поверхности образуется стойкое химическое соединение, значительно приостанавливающее протекание коррозии.
В автомобильном ремонте протравливающий грунт используется в качестве первичного грунта, выступающего первым защитным слоем. Преимущество такого вида грунтовки в том, что она может наноситься на множество типов поверхности (алюминий, нержавеющую, оцинкованную или чистую сталь).
Но следует помнить о ряде особенностей кислотных грунтов:
- наносится тонким слоем. После высыхания образуется покрытие толщиной всего 8-15 мкм;
- кислотный грунт не обрабатывается абразивными материалами. Шлифовать их не имеет смысла из-за небольшой толщины слоя. Именно поэтому на кислотный грунт перед нанесением ЛКП обязательно следует положить акриловый грунт. Уже с него можно вывести поверхность под покраску;
- на кислотный грунт не допускается нанесения материалов на основе полиэфирных смол. Если вы положите на реактивный грунт полиэфирную шпатлевку, входящий в ее состав пероксид дебензинола дезактивирует защитный слой;
- 2-К кислотный грунт наносится в 1-3 тонких слоя. Обязательно выдерживайте межслойную сушку 5-10 мин. Высыхание занимает от 20 минут до полутора часов.
Встретить реактивные грунты можно в виде 2-компонентного материала (используется специальный разбавитель) и аэрозолей. 2-К материалы можно наносить краскопультом либо кисточкой.
КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕМ
Состав бытовых преобразователей ржавчины на основе ортофосфатной кислоты весьма схож, поэтому способ применения можно назвать универсальным.
Итак, как пользоваться средством для обработки ржавчины:
- очистите участок с коррозией от верхнего слоя ржавчины, крошащихся остатков металла и старой краски;
- несколько раз встряхните флакон с составом. Осадок свидетельствует о наличии в составе активных соединений свинца и марганца;
- нанесите средство на поврежденный участок металла. Если вы используете жидкость во флаконе, то для нанесения можно использовать чистую ветошь, намотанную, к примеру, на отвертку;
- дождаться полного высыхания обработанного участка. Это может занять от 20 до 45 минут, в зависимости от температуры окружающей среды и марки средства. В условиях низких температур для ускорения реакции место обработки можно предварительно нагреть строительным феном;
- об окончании химической реакции свидетельствует образование на поверхности характерной пленки. Ее необходимо убрать. Для очистки используйте жесткую волосяную либо металлическую щетку. Также участок можно обильно промыть чистой водой и насухо протереть. Перед нанесением краски или грунтовки поверхность нужно тщательно высушить и обезжирить.
Поскольку не все преобразователи являются кислотными, перед использованием обязательно ознакомьтесь с руководством от производителя. Инструкция указывается изготовителем на обратной стороне флакона.
Некоторые нюансы
Чем качественней будет начальная механическая обработка, тем дольше коррозия будет отвоевывать свои позиции. Для зачистки вполне подойдет дрель с насадкой из металлической проволоки или зачистной круг в паре с болгаркой. Для обработки кузовных элементов автомобиля лучше всего использовать насадку, называемую «кораллом». Она щадя относится к чистому металлу. Наиболее эффективный из механических способов удаления ржавчины – пескойструйная обработка.
При необходимости обработку можно повторить несколько раз, что, разумеется, повысит качество защиты металла. В инструкциях можно прочитать, что после обработки преобразователем металл готов к покраске. Воспользоваться таким советом можно только при ремонте малозначимых элементов. Для получения хорошего результата металл после обработки преобразователем необходимо покрыть акриловым грунтом.
Техника безопасности
Не забывайте о том, что в состав преобразователя ржавчины входят едкие химические вещества. Все работы следует выполнять в резиновых перчатках. При попадании раствора на кожу смойте его под проточной водой. Остерегайтесь попадания средства в глаза. Не допускайте попадания вещества на лакокрасочное покрытие автомобиля. При попадании смойте водой и протрите поверхностью ветошью.
КАКОЙ СОСТАВ ВЫБРАТЬ
Среди наиболее популярных преобразователей коррозии можно выделить:
- «Цынкарь»
- Lavr No Rust Zinc+
- Hi-Gear HG 5718
- RunWay «Преобразователь ржавчины»
Поскольку нам не удалось найти сертифицированные сравнительные тесты либо иные данные, объективно подтверждающие эффективность того либо иного средства для борьбы со ржавчиной, предлагаем посмотреть сравнение от обычного пользователя. Надеемся, видео поможет вам выбрать лучший преобразователь ржавчины.
При желании преобразователь можно изготовить своими руками. Для приготовления нужно смешать дистиллированную воду с лимонной кислотой в пропорции 1/1 и добавить в нее 15-20 грамм пищевой соды. По истечении 30-40 минут раствор готов к применению, но не стоит возлагать на него большие надежды, так как активность бытовых кислот довольно низкая.
Преобразователь ржавчины своими руками: особенности создания
Преобразователи ржавчины служат для качественного видоизменения коррозии металла и приобретения поврежденной поверхностью защитных свойств. Во время нанесения средства на обрабатываемые конструкции происходит реакция, и ржавчина очищается. Благодаря специальному составу преобразователей образуется защитная пленка, которая сохраняет металл от повреждений в течение одного-двух лет.
Разделяют фосфатирующие (кислотные) преобразователи, которые быстро останавливают развитие коррозии и создают слой марганцевой и цинковой соли, и нейтральные (природные) преобразователи на основе растительного танина. Нейтральный преобразователь ржавчины высокоэффективен и нетоксичен.
Как очистить ржавчину подручными средствами
Для удаления коррозии в домашних условиях применяется молочная кислота, керосин, хлористый цинк и скипидар. Керосин поможет избавиться от свежих очагов ржавчины, которые неглубоко въелись в поверхность. Скипидар применяют для очистки застарелых коррозионных пятен. Молочная кислота преобразовывает ржавчину в эмульгирующую соль, которую потом можно легко убрать вазелином. Хлористый цинк применяется для создания кислой среды и растворения ржавых пятен.
Как сделать антикоррозионный состав своими руками
Давайте приготовим преобразователь ржавчины своими руками. Для этого нам понадобится фосфорная или ортофосфорная кислота, которую смешивают в определенной пропорции с водой: 70 процентов кислоты и 30 процентов воды. Этой смеси будет достаточно для устранения небольших очагов свежей ржавчины.
Если Вы не хотите искать нужные кислоты, то можете воспользоваться рецептом из подручных средств:
- 1 литр дистиллированной воды;
- 1,5 литра лимонной кислоты;
- 15 граммов пищевой соды.
Первым делом готовим основу: добавляем в воду кислоту, затем пищевую соду. Около 40 минут будет проходить химическая реакция, а после ее завершения нужно надеть перчатки и вымочить ветошь в образованном составе. На заметку: рекомендуется предварительно зачистить пораженную поверхность от коррозии для лучшего проникновения раствора.
Это средство подходит для бытового использования и не способно справиться с глубокими поражениями коррозией. Для очистки серьезных очагов коррозионных разрушений лучше приобрести профессиональное химическое средство для борьбы с ржавчиной.
Применение профессионального преобразователя ржавчины
Преобразователи ржавчины видоизмененяют ржавчину и защищают металл от разрушений. После предварительного очищения поверхности средство тщательно перемешивают и наносят кистью или валиком на определенное время, указанное в инструкции к препарату. Когда вместо рыжего цвета повреждений появится черный оттенок металла, процедуру нужно будет завершить. Наносить средство можно несколько раз до полного устранения ржавчины. После процедуры нужно тщательно просушить поверхность.
Соблюдайте технику безопасности: нужно использовать индивидуальные средства защиты при работе с химией. Надевайте защитные перчатки, очки и респираторы. При попадании состава на слизистую оболочку глаз или кожные покровы нужно обильно промыть пораженный участок водой и обратиться к врачу.
Преобразователь ржавчины для авто: как пользоваться, инструкция
Всем привет! Я прекрасно понимаю, что не каждый может позволить себе купить новое авто и менять машину раз в 3-5 лет. А чем старше становится автомобиль, тем больше на нем образуется ржавчины. Потому сегодня решил поговорить с вами про преобразователь ржавчины. Это специальный состав, которым осуществляется обработка пораженных коррозией поверхностей.
Основа выполнена из сильнодействующих веществ, вступающих в реакцию с окисью железа (ржавчиной), и разрушающих ее структуру. Так создается защитный слой и предотвращается дальнейшее распространение этих рыжих следов на металле.
Основные характеристики
Все выглядит довольно просто и перспективно. Я не могу сказать, какой из преобразователей лучше. Каждый из них имеет свои особенности, используется разная кислота, они подходят под различные автомобили.
Здесь нужно исходить из того, что подойдет конкретно вам. Инструкция по применению есть на всех упаковках, как и рекомендации от производителя. Так что опирайтесь на них.
Я же хочу рассказать о том, какими бывают эти препараты, как их использовать и стоит ли покупать нечто подобное вообще.
Начнем с основных характеристик.
- Неоднократный тест показал, что оптимального результата для авто или для металлоконструкций (их можно использовать не только при ремонте машин) можно добиться, если толщина ржавчины не превышает 100 мкм. Хотя на некоторых флаконах указывается, что они могут справиться с толщиной до 400 мкм. Отзывы на этот счет противоречивы, но при грамотном проведении процедуры и использовании качественного состава, думаю, такое возможно;
- Основная масса средств, которые служат для защиты от коррозии и ее удаления перед покраской, в составе используют кислоты. В основном это ортофосфорная кислота;
- Есть и те, кто выпускает нейтральный тип преобразователей. Это такие средства, в составе которых содержится танин. Работают неплохо и считаются более безопасными;
- В состав могут входить многоосновные кислоты и оксикарбоновая кислота. Многие называют однокомпонентные составы слабыми, но по факту они порой работают куда лучше, чем многокомпонентные аналоги;
- Биоцид, ингибитор и пигменты служат в качестве веществ для создания защитной пленки;
- Хорошими считаются смеси, где есть соль марганца и цинка. Это дополнительные добавки. Ярким примером эффективности подобных решений является преобразователь Цинкарь.
Тут, надеюсь, все понятно. Я не буду вдаваться в подробности физико-химических процессов и рассказывать, как происходит окисление, реакции, преобразования и прочее. Это вам не нужно. А понимать, какие существуют виды преобразователей ржавчины советую.
Разновидности
Сейчас выделяют семь основных разновидностей преобразователей ржавчины (ПР). Постараюсь о них рассказать коротко и понятно.
- Простые ПР. Это смеси, куда входит только один основной действующий компонент. Вступая в реакцию с проржавевшими участками металла, создаются соединения и коррозия дальше не распространяется. Это препараты на основе ортофосфорной кислоты. Учтите, что после нанесения остатки обязательно нужно смывать. А чем смыть, спросите вы? Да обычной водой. Но лучше дистиллированной. Та кислота, которая не свяжется со ржавчиной, только ускорит процесс появления новых следов коррозии;
- Преобразователи в грунт с цинком. У них нет недостатков предшественника, а состав отличается дополнительным вхождением оксида цинка. Это позволяет всей кислоте вступить в реакцию. Хотя кроме цинка здесь могут быть и другие добавки. Обязательным условием использования простого ПР и состава с цинком является грунтовка перед покраской;
- Преобразователи-грунтовки. Составы, создающие защитную пленку и слой грунтовки, что позволяет сразу после обработки наносить слой краски. Специальный компонент (Этилсиликат 32, кому интересно) обеспечивает водоотталкивающие свойства;
- Пропитки, замедляющие коррозию. Смеси, имеющие ингибирующий эффект. Простые, а потому очень распространенные. Основой служит лакокрасочный материал, куда добавлены ингибиторные добавки, способствующие замедлению процесса образования ржавчины. Они проникают через коррозию и создают прочную защитную пленку;
- Нейтральные. Это те ПР, в составе которых есть танин. Другое название — бескислотные. Взаимодействие танина и ржавчины образует соединение, которое не боится коррозии. Это позволяет остановить разрушительный процесс. Но для авто их не используют;
- ПИНС первого поколения. Это пленкообразующие ингибированные нефтяные смеси. Состоят из смол, ингибиторов, присадок, растворителей. Смола нужна для создания защитных пленок. Но они довольно мягкие и эластичные;
- ПИНС второго поколения. Здесь органические растворители заменили на воду. В некоторых составах полностью, а в других частично. Обладают отличными антикоррозийными возможностями, а повышенная прочность защищает от повреждений механического типа. Чтобы повысить прочность, в состав включают порошок графита и цинк.
Вы примерно поняли, как работает преобразователь, чем отличается бескислотный от кислотного. Но все же хочется просто взять и выбрать себе лучший. Скажу честно, вопрос сложный. Нет универсальных преобразователей, которые можно рекомендовать всем. У покупке следует подходить индивидуально. Москва, Минск, Спб, ряд других городов предлагают множество магазинов, куда можно зайти и посмотреть ассортимент.
Обязательно почитайте отзывы, изучите видео. Это дополнительно поможет определиться с выбором, перед тем как пользоваться тем или иным составом и осуществлять своими руками нанесение.
Немного о производителях
Зная артикул товара, его легко закачать через Интернет. Но советую все же изучать товар в живую. Спрашивайте в магазинах сертификат качества, поскольку сейчас выпускают много подделок.
Среди производителей преобразователей, после которых проводится покраска кузова автомобиля, сами автовладельцы выделяют несколько.
- Docker. В состав входит цинк, что позволяет проводить процедуру, схожую с цинкованием. Качество за адекватные деньги;
- Химик. Очень большой выбор и приятные цены. Но для добавления в грунт служат только несколько видов Химика. Инструкция по применению изучается обязательно;
- Fenom. Тоже зарубежный продукт, напоминающий по свойствам Химика. Но цена выше. Если хотите просто и быстро обработать кузов, выбирайте его;
- Permatex. Еще не получил должную популярность, но перспективы есть, если качество останется таким же. Привлекает простотой и скоростью обработки.
Но список далеко не полный. Я бы советовал также обратить внимание на:
- Ифхан;
- Astrohim;
- Runway;
- Анкор;
- Wurth;
- Кольчуга;
- Hi Gear;
- Мовиль;
- Элтранс;
- Sonax;
- Полиформ.
Даже выбрав самое дорогое и качественное средство, при несоблюдении правил нанесения чуда не ждите. Результат антикоррозийной обработки во многом зависит от правильности проведения процедуры. Потому некоторым будет проще использовать автопластилин. Но и он имеет свои нюансы. Возможно, про пластилин с преобразователем поговорим отдельно.
Обработка кузова ПР
Купив себе какой-то сертифицированный, эффективный и качественный преобразователь для ржавчины, можно приступать к работе. Соблюдайте определенную последовательность, иначе результат разочарует или спустя некоторое время придется повторять все.
- Подготовка поверхности. Вам нужно обязательно очистить и подготовить металл. Ржавчина может оказаться старой, создав неровности, шелушения на поверхности кузова. Их нужно удалить механическим способом. Берите щетки, шпатели и другие подручные инструменты.
- Нанесение преобразователя. Здесь все зависит от того, в каком формате выполнено средство. Аэрозоль просто распыляется, а густые смеси наносятся кисточкой. Это может быть водянистая жидкость. Ее наносят на ветошь и смазывают пораженную коррозией поверхность. Расход у средств разных, опирайтесь на инструкцию и площадь поражения автомобиля. Не пропускайте ни одного миллиметра, иначе оттуда начнется новая волна ржавчина.
- Выжидайте. На преобразование обычно уходит от 12 до 24 часов. Компоненты вступают в реакцию и деактивируют ржавчину. Машину при этом лучше держать в сухом закрытом гараже при плюсовой температуре. Так поврежденный металл преобразится в защитный слой и позволит дальше наносить краску.
- Грунтовка. После ПР наносят специальную грунтовку. Она должна соответствовать выбранному типу преобразователя. Выждите полного высыхания, создав прочный защитный слой.
- Шпаклевка, грунтовка и покраска. Завершающий этап, придающий машине полноценный законченный внешний вид. Это уже отдельная тема для разговора, поскольку шпаклевать, грунтовать перед покраской и красить кузов — задача ответственная.
Надеюсь, материал вам понравился и вы открыли для себя что-то новое. Подобные средства действительно полезные и нужные. Это позволяет сэкономить кучу денег на восстановление кузова в автосервисах, и получить дополнительный опыт.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, обязательно оставляйте комментарии, задавайте вопросы и делитесь ссылками со своими друзьями!