Как сделать ремонт двигателя ВАЗ 2101
На автомобилях ВАЗ 2101 установлен карбюраторный 4-цилиндровый двигатель с верхним расположением распределительного вала и рядным вертикальным расположением цилиндров. Его рабочий объемом составляет 1,2 литра. Ремонтные работы проводятся в зависимости от характера поломок. Рассмотрим основные этапы, как сделать ремонт двигателя ВАЗ 2101 самостоятельно.
Снятие и установка двигателя
- Для ремонта двигателя ВАЗ 2101 автомобиль предварительно ставится над смотровой канавой или на подъемник.
- Снимается капот, отсоединяются провода от аккумуляторной батареи и электрооборудования двигателя. Снимаются аккумуляторная батарея и подкапотная лампа. Чтобы не повредить при демонтаже радиатор, при повороте сливной пробки надо придерживать штуцер пробки вторым ключом. Чтобы не сорвались грани, пробка отворачивается накидным или торцовым ключом.
- Необходимо слить жидкость из отопителя, радиатора и блока цилиндров. Для этого отворачиваются пробки блока цилиндров, на нижнем бачке радиатора, с расширительного бачка. Также открывается кран отопителя.
- Снимается кожух вентилятора. Отсоединяются шланги охлаждающей жидкости от двигателя и снимается радиатор вместе с термостатом.
- Прежде чем снять воздушный фильтр, необходимо предварительно отсоединить шланги, крышку и фильтрующий элемент. Карбюратор надо закрыть технологической заглушкой.
- Отвернуть гайки крепления трубы глушителей к выпускному коллектору.
- Снять коробку передач.
- От двигателя ВАЗ 2101 отсоединить трос управления воздушной заслонкой и тягу привода дроссельной заслонки у карбюратора.
- Отсоединить от двигателя шланги подвода топлива и отопителя.
- Повесить на таль траверсу и застропить двигатель за скобу с правой стороны. С левой стороны застропить за отверстие в креплении кожуха сцепления. Цепь тали слегка натянуть, отвернуть гайки крепления подушек передней подвески к поперечине передней подвески. Вынуть талью двигатель ВАЗ 2101 из моторного отсека для последующего ремонта.
- Снять заборник горячего воздуха и теплоизоляционный щиток стартера. Снять с блока цилиндров 2 боковых кронштейна вместе с подушками передней подвески двигателя.
- Снять сцепление.
- Когда ремонт двигателя завершен, он устанавливается в обратной последовательности. Надо правильно соединить коробку передач с двигателем: первичный вал должен без перекосов входить в шлицы ведомого диска сцепления.
Рекомендации по ремонту двигателя
Затевая ремонт двигателя ВАЗ 2101, заранее подготовьте инструменты, оборудование и комплектующие. Осуществляя ремонт, не давите на ключ, закручивая или выкручивая болты и гайки. Лучше пользоваться динамометрическими ключами – они ограничивают крутящий момент. Необходимо плотно засаживать шпонки в шпоночные пазы валов. Люфт шпонок в пазах валов не допустим! При сборке рекомендуется смазывать трущиеся поверхности деталей и резьбовые соединения.
При замене подшипников, их усилие запрессовки не должно передаваться через ролики и шарики. При запрессовке инструмент должен опираться только на запрессовываемое кольцо. Чтобы избежать перекоса колец, усилие запрессовки должно соотноситься с осью подшипника. Правильно установленный подшипник плотно упирается торцами колец в заплечики корпуса или вала. Должен проворачиваться без усилий.
Производя сборку цилиндрических зубчатых передач надо контролировать торцевое и радиальное биения, боковой зазор между зубьями и расстояние между центрами. Проверить, как прилегают рабочие поверхности зубьев конических шестерен, можно по отпечатку специально нанесенной краски.
Перед установкой различных шлангов их желательно продувать сжатым воздухом. Располагать их надо так, чтобы они не терлись об двигатель, и плотно закрепить.
Старайтесь не повреждать рабочие кромки сальников. Используйте пленку, смажьте маслом перед подгонкой рабочую кромку. Если на сальниках двойные кромки, пространство между ними рекомендуется заполнять густой смазкой.
10-03-2012, 11:35 | Шутова Мария Сергеевна
ВАЗ-2101, двигатель: характеристика, ремонт, сборка
На автомобиле ВАЗ 2101 двигатель имеет рабочий объем 1,2 литра. Это минимальный объем мотора, он устанавливался практически на всех автомобилях ВАЗ. Некоторые утверждают, что на копейках ставились моторы от Fiat. Но не нужно забывать, что двигатель 2101 был сделан действительно на основе мотора автомобиля итальянского производства. Вот только расстояние между центрами цилиндров значительно больше, нежели у Fiat. За счет этого инженеры ВАЗ могли на одной основе сделать двигатель с различным объемом. Собственно, из него пошли моторы с рабочим объемом 1,5, 1,6, 1,3, а также для автомобилей «Нива».
![ваз 2101 двигатель](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/33200/928595.jpg)
Положительные качества двигателя
На «копейке» установлен 4-хцилиндровый рядный двигатель, распределительный вал находится в верхней части. Привод газораспределительного механизма на «копейке» осуществлён при помощи цепи. Если сильно не рвать мотор, то его ресурс — около 200 тысяч км. Стоит отметить, что несколько десятилетий назад проводились испытания двигателей, которые были установлены на автомобилях, колесивших по всему Советскому Союзу. В испытаниях принимали участие автомобили, которые ездили по пустыням, степям, в условиях вечной мерзлоты. Причем моторы прошли более чем 200 тысяч километров. И они ни разу не подвергались капитальному ремонту. Как показали проведенные проверки, они могли бы еще служить очень долго без ремонта. Их ресурс оказался довольно высоким. При этом масло в двигатель ВАЗ 2101 заливалось только то, которое рекомендовал производитель.
![ремонт двигателя ваз 2101 своими руками](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/33200/928589.jpg)
Обслуживание мотора
Правда, двигателю необходимо проводить своевременное обслуживание. В частности, он требователен к величине зазора клапанов. Примерно раз за десять тысяч километров пробега нужно проводить регулировку. Если этого не сделать, то появится стук, а также после прогрева двигатель может попросту заглохнуть. Что касается системы впрыска двигателя копейки, то она также нуждается в регулировках и проведении ремонта. Стоит отметить, что мотор имеет очень много недостатков, если смотреть на него с точки зрения современных технологий. Около 700 грамм масла расходуется на тысячу километров пробега. Это очень много. Также довольно часто случается перегрев двигателя. И причина этого может крыться как в термостате, так и в жидкостном насосе. Намного реже она кроется в поломке вентилятора. На некоторых все еще можно встретить систему охлаждения, в которой используется крыльчатка с механическим приводом. Иногда высокая температура в двигателе проявляется после заправки бензином с очень высоким октановым числом. На автомобиле ВАЗ 2101 мощность двигателя можно увеличить, если провести некоторую модернизацию. Про это будет рассказано ниже.
![масло в двигатель ваз 2101](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/33200/928591.jpg)
Дым из выхлопной
Если мотор начал дымить, то, скорее всего, произошло разрушение сальников на клапанах. Либо же полностью износились направляющие втулки. Среди мелких неисправностей можно выделить, например, неправильную настройку карбюратора, он создает слишком богатую смесь. А самая печальная поломка – это разрушение колец на поршнях. На автомобиле ВАЗ 2101 двигатель изначально оснащался классической контактной системой зажигания. Она очень привередливая, требует постоянного ухода, чистки контактов, регулировки зазоров. Поэтому многие автомобилисты предпочитают устанавливать бесконтактную систему зажигания. А вот какой двигатель поставить на ВАЗ 2101 можно? Ответ на это один – любой! Все зависит только от того, насколько «золотые» у вас руки.
![ваз 2101 мощность двигателя](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/33200/928590.jpg)
Поршневая группа
К счастью, можно улучшить мотор, если провести его модернизацию. Конечно, придется избавляться от всех недостатков, которые описаны выше. Также нужно будет обзавестись необходимыми инструментами и материалами, что влечет за собой определенные финансовые растраты. Намного проще было бы установить двигатель от девятки или двенадцатой, они более высокооборотистые и мощные. А самое главное – идеально подходят по креплениям. Конечно же, можно произвести расточку цилиндров до диаметра 82 миллиметра, чтобы впоследствии установить поршни от автомобиля «Нива». Но обратите внимание на то, чтобы дно у поршней было плоским. Лучше всего взять эти элементы от автомобиля ВАЗ 2112. При условии, что общий ход составляет 66 миллиметров, объем двигателя при этом увеличится до 1,4 литра. Следовательно, мощностная характеристика двигателя ВАЗ 2101 улучшится намного.
![какой двигатель поставить на ваз 2101](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/33200/928593.jpg)
Нюансы тюнинга
Но обратите внимание на то, какой год выпуска двигателя вашей «копейки». Если раньше 74 года, то такой вариант с поршнями «Нива» может прокатить. Если же позже, то вы сможете установить поршни с диаметром максимум 79 миллиметров. При этом желательно установить коленчатый вал от более новой модели 2103, шатуны желательно взять от нее же. Но учтите, что не стоит устанавливать короткие шатуны.
![характеристика двигателя ваз 2101](/800/600/https/fb.ru/misc/i/gallery/33200/928594.jpg)
ДВИГАТЕЛЬ ВАЗ-2101. УСТРОЙСТВО. СХЕМА. ⋆ Ремонт автомобилей
Характеристики двигателя ВАЗ2101
Двигатель ВАЗ-2101 бензиновый, четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный, с поперечным расположением, восьмиклапанный, с верхним расположением распределительного вала. Система питания – карбюраторная. Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2, отсчет – от шкива коленчатого вала.
Расположение навесного оборудования
Справа на двигателе (по ходу автомобиля) расположены: приводы распределительного вала и насоса охлаждающей жидкости (зубчатым ремнем) и генератора (поликлиновым ремнем).
Слева расположены: датчик-распределитель зажигания (трамблер), термостат, датчик температуры охлаждающей жидкости, стартер (на картере сцепления). Спереди: свечи и провода высокого напряжения, масляный щуп, шланг вентиляции картера, генератор (внизу справа).
Сзади: впускной и выпускной коллекторы, масляный фильтр, датчик давления масла, а также бензонасос, карбюратор и корпус воздушного фильтра (в верхней части).
Двигатель ВАЗ-2101 на схеме
Двигатель модели 2110 пришел на смену двигателю 21083-80, который устанавливался на автомобили ВАЗ-2110-011 и ВАЗ-21111-011. От двигателя 21083-80 модель 2110 отличается распределительным валом 2110, обеспечивающим заданную мощность двигателя при работе на бензине АИ-91. В настоящее время двигатель 21083-80 не производится.
На базе двигателя 2110 создана модель 2111.
1 – шкив привода генератора
2 – масляный насос
3 – ремень привода механизма газораспределения
4 – зубчатый шкив насоса охлаждающей жидкости
5 – передняя крышка привода механизма газораспределения
6 – натяжной ролик
7 – зубчатый шкив распределительного вала
8 – задняя крышка привода распределительного вала
10 – крышка головки блока цилиндров
11 – распределительный вал
12 – передняя крышка подшипников распределительного вала
13 – толкатель
14 – направляющая втулка клапана
15 – сетка маслоотделителя системы вентиляции картера
16 – выпускной клапан
17 – впускной клапан
18 – задняя крышка подшипников распределительного вала
19 – топливный насос
20 – корпус вспомогательных агрегатов
21 – датчик-распределитель зажигания
22 – отводящий патрубок рубашки охлаждения
23 – головка блока цилиндров
24 – свеча зажигания
25 – шланг вентиляции картера
26 – маховик
27 – держатель заднего сальника коленчатого вала
28 – задний сальник коленчатого вала
29 – блок цилиндров
30 – поддон картера
31 – указатель уровня масла (масляный щуп)
32 – коленчатый вал
33 – поршень
34 – крышка шатуна
35 – шатун
36 – крышка коренного подшипника коленчатого вала
38 – зубчатый шкив коленчатого вала
Поперечный разрез двигателя ВАЗ-2110
1 – пробка сливного отверстия поддона картера
2 – поддон картера
3 – масляный фильтр
4 – насос охлаждающей жидкости
5 – выпускной коллектор
6 – впускной коллектор
7 – карбюратор
8 – топливный насос
9 – крышка головки блока цилиндров
10 – крышка подшипников распределительного вала
11 – распределительный вал
12 – шланг вентиляции картера
13 – регулировочная шайба клапана
14 – толкатель
15 – сухари клапана
16 – пружины клапана
17 – маслосъемный колпачок
18 – направляющая втулка клапана
19 – клапан
20 – головка блока цилиндров
21 – свеча зажигания
22 – поршень
23 – компрессионные поршневые кольца
24 – маслосъемное кольцо
25 – поршневой палец
27 – шатун
28 – коленчатый вал
29 – крышка шатуна
30 – указатель уровня масла
31 – приемник масляного насоса
Подвеска двигателя ВАЗ
1 – кожух опоры;
2 – опора передней подвески двигателя;
3 – фланец блока цилиндров;
4 – кронштейн;
5 – промежуточная пластина;
6 – изолирующее пластмассовое кольцо;
7 – пружина опоры;
8 – буфер;
9 – подушка опоры;
10 – шайба;
11 – опора задней подвески двигателя;
12 – дистанционная втулка;
13 – поперечина задней подвески двигателя
Двигатель 2101 – первый мотор в семействе ВАЗ
Образцом для двигателя ВАЗ 2101 послужил мотор Фиат 124, однако конструкцию модифицировали еще на этапе разработки. Распредвал был перемещен снизу внутрь ГБЦ, позволяя владельцам производить тюнинг своими руками, чтобы дополнительно увеличить мощность привода.
Характеристики мотора 2101
Для своего времени схема двигателя была передовой, в настоящее время позволяет успешно производить капремонт и тюнинг собственными силами в гараже. У завода производителя создано несколько поколений ДВС, однако с расходниками и запчастями проблем никогда не существовало.
Прототип мотор 124 Фиат
Выглядят технические характеристики движка 2101 следующим образом:
Изготовитель | ВАЗ |
Марка ДВС | ВАЗ-2101 |
Годы производства | 1970 – 1983 |
Объем | 1198 см3 (1,2 л) |
Мощность | 47,2 кВт (64 л. с.) |
Крутящий момент | 87,3 Нм (3400 об/мин) |
Вес | 114 кг |
Степень сжатия | 8,5 |
Питание | карбюратор ДААЗ-2101 (вертикальный двухрядный, открытие дросселей последовательное) |
Тип мотора | рядный |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | возле цепи ГРМ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 2 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Допустимое коробление | прокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм прокладка головки цилиндров 0,05 мм |
Седло клапана | ширина 2 – 2,4 мм, угол 45° |
Распредвал | один верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40° |
Сальник распредвала | диаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | класс А – 76 – 76,01 мм класс В – 76,01 – 76,02 мм класс С – 76,02 – 76,03 мм класс D – 76,03 – 76,04 мм класс Е – 76,04 – 76,05 мм |
Поршни и кольца | поршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее) |
Диаметр поршня | класс А – 75,94 – 75,95 мм класс С – 75,96 – 75,97 мм класс Е – 75,98 – 75,99 мм |
Зазоры | поршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум) поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза |
Кольцо компрессионное верхнее | 1,535 – 1,555 мм |
Кольцо компрессионное нижнее | 3,957 – 3,977 мм |
Кольцо маслосъемное | 2,015 – 2,035 мм |
Зазор между поршневой канавкой и кольцом | 0,03 – 0,07 мм |
Коленвал | чугун, литье |
Количество коренных подшипников | 5 |
Диаметр шейки КП | 50,795 – 50,775 мм |
Зазор коренной шейки | 0,1 – 0,5 мм |
Подшипники шатунные | диаметр шейки вала – 47,814 мм толщина вкладыша – 1,448 мм ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм |
Сальники коленвала | передний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм |
Ход поршня | 66 мм |
Горючее | АИ-92 (допускается А-76) |
Нормативы экологии | Евро-2 |
Расход топлива | трасса – 7,8 л/100 км смешанный цикл 9,2 л/100 км город – 12 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,7 л/1000 км |
Моторное масло для 2101 | 5W-30 и 15W-40 |
Объем моторного масла | 3,75 л |
Периодичность замены | каждые 5000 км |
Температура рабочая | 80° |
Ресурс мотора | заявленный 200000 км реальный 500000 км |
Регулировка клапанов | гайками и щупом |
Система охлаждения | принудительная, тосол-А40 |
Количество ОЖ | 9,75 л |
Помпа | крыльчатка полимерная, крепление на блоке |
Зажигание | катушка Б117А |
Свечи на 2101 | оригинал – А17-ДВ, можно ставить любые подходящего размера с двумя электродами |
Зазор между электродами свечи | 0,5 – 0,6 мм |
Цепь ГРМ | двухрядная роликовая, 114 звеньев |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | сухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону |
Масляный фильтр | рекомендуемый Mann W914/2 |
Маховик | 129 зубьев, 0,62 кг диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм диаметр наружный – 27,75 мм количество посадочных отверстий – 6 штук смещений нет |
Болты крепления маховика | М10х1,25 мм, длина 23,5 мм |
Маслосъемные колпачки | производителей Хорс или Corteco |
Компрессия | давление в цилиндрах от 10 – 14 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара |
Температура масла | 80°С |
Температура срабатывания термостата | 80 – 84°С |
Давление клапана внутри радиаторной пробки | 0,7 – 1 бар |
Содержание в выхлопе вредных продуктов | СН <200%, СО <0,5% |
Обороты ХХ | 850 –1000 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 37,24 Нм маховик – 83,3 Нм болт сцепления – 29,4 Нм крышка подшипника – 80,36 Нм (коренной) и 50,96 Нм (шатунный) головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм |
Создавался двигатель 2101 под низкооктановое топливо, поэтому обычно эксплуатировался на А-76 бензине, несмотря на то, что изготовителем рекомендовано применение бензина АИ-92 – АИ-93. Изначально диаметр цилиндра был диаметра 76 мм, в последующих модификациях его увеличивали, и вновь возвращались к этому размеру неоднократно.
Конструкция ДВС
Особенности конструкции
Первоначально на этапе проектирования особенностью для двигателя стало верхнее расположение распредвала:
- ход поршня снизился на 5,5 мм в сравнении с эталоном Фиат 124;
- диаметр цилиндра увеличился на 3 мм.
Эта модернизация обеспечила приемистость и быстрый набор скорости. Кроме того, двигатель 2101 имел следующие нюансы конструкции:
- цепная передача ГРМ;
- недоработанные модели карбюраторов;
- капитальный ремонт через 20000 км пробега.
![Цепь ГРМ](/800/600/https/swapmotor.ru/wp-content/uploads/2017/10/cep-grm.jpg)
Цепь ГРМ
Сразу после выпуска первого ДВС этой серии производитель АвтоВАЗ выпустил мануал, в котором указал, какое масло в двигатель заливать, и привел описание параметров ДВС для увеличения ресурса движков. Таким образом, у владельцев следующих трех поколений моторов не возникало вопросов, какое масло лить, и в каком количестве.
Механизм ГРМ
Плюсы и минусы
В первые годы эксплуатации мотор 2101 выявил следующие недостатки:
- шумная работа цепного привода;
- повышенный расход бензина в двигателе из-за недоработок карбюраторов;
- частая корректировка зажигания;
- сложная регулировка клапанных зазоров.
![Карбюратор Солекс](/800/600/https/swapmotor.ru/wp-content/uploads/2017/10/karbyurator-soleks.jpg)
Карбюратор Солекс
Однако усовершенствованная распредвалом головка блока цилиндров, улучшенный впускной коллектор и выпускной коллектор простейшей конструкции компенсировали эти недостатки. Чуть позже были разработаны карбюраторы ДААЗ Озон, замена которыми позволяла улучшить характеристики режимов ДВС.
![Карбюратор Озон](/800/600/https/swapmotor.ru/wp-content/uploads/2017/10/karbyurator-ozon.jpg)
Карбюратор Озон
Модификация 21011
Чтобы повысить характеристики двигателя, руководство АвтоВАЗ через 4 года разработало модификацию мотора 21011:
- рабочие объемы возросли до 1,3 л;
- диаметр цилиндра увеличился на 3 мм;
- мощность повысилась на 3 л. с.
При этом расход масла и топлива стали выше незначительно, в конструкции использовалось аналогичное навесное оборудование. Этот ДВС устанавливался на всю линейку автомобилей ВАЗ наравне с 2101 по 2006 год включительно.
Техобслуживание
Учитывая устройство ДВС, производитель рекомендует следующие графики технического обслуживания:
Объект техобслуживания | Время или пробег (что наступает раньше) |
Цепь ГРМ | замена через 100000 км |
Батарея АКБ | 1 год/20000 |
Зазор в клапане | 2 года/20000 |
Вентиляция картера | 2 года/20000 |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 2 года/20000 |
Топливопровод и крышка бака | 2 года/40000 |
Масло моторное | 1 год/10000 |
Фильтр масляный | 1год/10000 |
Фильтр воздушный | 1 – 2 года/40000 |
Фильтр топливный | 4 года/40000 |
Фитинги и шланги обогрева/охлаждения | 2 года/40000 |
Жидкость охлаждающая | 2 года/40000 |
Датчик кислородный | 100000 |
Свеча зажигания | 1 – 2 года/20000 |
Коллектор выпускной | 1 год |
При своевременных прочистках система смазки, охлаждения и подачи топлива эксплуатируется дольше без капремонта.
Неисправности: причины, устранение
В отличие от моторов с ременным приводом ГРМ 2101 гнет клапана значительно реже. Основными неисправностями ДВС считаются:
Поломка | Причина | Устранение |
Дым сизого цвета | порыв клапанных сальников, втулок и прокладок ГБЦ, износ колец | замена расходных элементов и уплотнений |
Перегрев ДВС | поломка вентилятора или термостата | замена навесного оборудования |
Расход масла увеличивается | протечки в клапанных крышках, выработка поршней/цилиндров | замена прокладок, установка следующего ремонтного размера поршней и колец |
Стук | подшипники кривошипа, вкладыши шатунов, увеличение зазора клапанов | замена расходных элементов поле квалифицированной диагностики |
Скоростной лимит «копеек» с моторами 2101 составлял 145 км/ч, а «до сотни» машина разгонялась за 18 – 20 секунд по прямой.
![Автомобиль ВАЗ 2101 Копейка](/800/600/https/swapmotor.ru/wp-content/uploads/2017/10/avtomobil-vaz-2101-kopejka.jpg)
Автомобиль ВАЗ 2101 Копейка
Список авто, комплектовавшихся мотором 2101
Использовался двигатель 2101 в качестве силового привода следующих моделей ВАЗ:
- 2101 – седан;
- 2102 – универсал;
- 21035 – седан;
- 21041 – универсал;
- 21051 – седан.
В первый день пуска конвейера с него сошло 6 машин «копеек», до конца года было выпущено 21,5 тысяча авто. Пиковым годом стал 1973, когда ежегодный объем превысил 375 000 экземпляров ВАЗ 2101.
Тюнинг
Поскольку мотор 2101 был первым и единственным в линейке, тюнинг стал возможен только после выхода следующей модификации с большим размером цилиндра и поршня, соответственно. В своей основе форсировка содержит несколько традиционных конструкторских решений:
- снижение веса деталей КШМ и поршневой группы, маховика;
- увеличение рабочего объема мотора.
В последнем случае можно изменить длину кривошипа, расточить цилиндр под следующий размер серийно выпускаемого поршня. Поскольку 2101 считается самым слабым в линейке ДВС, то подойдет поршень от любого мотора следующего поколения.
Расточка блока цилиндров 2101
После модернизации в обязательном порядке следует пересмотреть характеристики электросистемы, тормозов и сцепления.
Таким образом, ДВС 2101 обеспечил мощный старт отечественных малолитражек. Его характеристики изначально превосходили свойства прототипа итальянского движка Фиат. Реальный ресурс неизвестен, поскольку некоторые моторы 70х годов используются до сих пор.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 2101. Подробное руководство по ремонту двигателя жигулей
Ремонтируем двигатель ВАЗ 2101
Ремонт двигателя, автомобиля семейства ваз первой модели, или как в народе говорят копейка, вызвано, как правило, не большим моторесурсом двигателя, а в реалиях нашего времени, не качественным маслом, бензином, тосолом, да и просто беспечностью водителей.Вообще мотор ваз довольно надёжный и неприхотливый, а при хорошем уходе, во время эксплуатации, двигатель жигулей выхаживает по несколько кругов. Далее вкратце я опишу некоторые конструктивные особенности двигателя ваз.
На ВАЗ классической, первой модели, устанавливается рядный, карбюраторный, четырёхцилиндровый двигатель, распределительный вал расположен сверху. На ваз первых моделей устанавливаются три типа двигателя, объёмом 1,2литра — ваз 2101, 1,3литра-ваз21011 различие состоит в том, что увеличен диаметр блока цилиндров на 3мм, за счёт этого отличается поршень и блок цилиндров. Цилиндры двигателя объединены между собой в блок, отлитый из чугуна. В целом можно сказать, что ремонт двигателя ваз занятие трудоёмкое, но при наличии соответствующего инструмента и необходимых знаний не сложное. Главное соблюдать последовательность и следовать всем инструкциям.
Поршни, изготовлены и отлиты из сплава алюминия и для лучшей прирабатываемости покрыты слоем олова.
Распределительный вал, отлит из чугуна, трущиеся поверхности кулачков закалённые. Расположен вал в алюминиевом корпусе, именуемым пастелью.
Головка блока цилиндров, крепится к блоку с помощью одиннадцати болтов, сверху головка закрыта железной крышкой именуемой так же клапанной.
Коленвал расположен в нижней части двигателя,приводиться в действие поршнями через шатуны, передаёт усилие на распредвал через цепь.
Система смазки приводится в действие шестерёнчатым насосом и под давлением и разбрызгиванием смазывает внутренние, трущиеся части двигателя.
Закрытая система вентиляции картера, обеспечивает отвод газов в полость воздушного фильтра, дальше в цилиндры двигателя для сгорания.
Система охлаждения двигателя классики принудительная, состоит из жидкостного насоса, вентилятора, радиатора, рубашки охлаждения. Циркуляцию жидкости по большому и малому кругу обеспечивает термостат.
Система питания двигателя ВАЗ состоит из карбюратора, топливного насоса, фильтра тонкой очистки топлива.