Своими руками ремонт кпп – Ремонт КПП своими руками

Содержание

Ремонт КПП своими руками

Многие владельцы автомобилей сталкиваются с проблемой ремонта своего «железного коня». Случается так, что проблема возникла, а денег на то чтобы оплатить работу мастера, нет. Вот и приходиться самостоятельно вникать во все тонкости строения различных узлов агрегата. Есть при таких случаях и еще одна неприятность: настоящих знатоков ремонта автомашины любой марки остается все меньше. Но работы, выполненные лично водителем, будут качественными, ведь делается для себя. Впрочем, далеко все автолюбители рискуют заняться данным делом, и не каждый проблемный участок можно починить своими руками, особенное если требуется ремонт КПП и других сложных узлов.

Сегодня мы попробуем разобраться с алгоритмом процесса ремонта коробки переключения передач. И не только механической, но и автоматической. Следует предупредить заранее, что это нелегкий процесс, и не слушайте тех, кто будет вас уверять в обратном! Они либо ничего не понимают в строении коробки, либо смотрели на ремонт со стороны.

Прежде чем приступить к ремонтным работам, внимательно и обстоятельно изучите те страницы в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля, где описан не только принцип работы, но и внутреннее устройство КПП. Если у вас нет даже начального опыта, то и не стоит начинать сразу с капитального ремонта. Впрочем, имея под руками руководство, возникшие небольшие неисправности большинство мужчин способны исправить и самостоятельно.

Диагностируем состояние и определяем, требуется ли ремонт КПП

Наличие неисправностей в «механике» или в «автомате» можно определить в процессе движения автомобиля. Может потеряться плавность начального включения или переключения передач при движении в любом скоростном режиме. Течь масла из коробки вы сразу заметите на месте стоянки автомашины по темному пятну на асфальте. И если вы обнаружили проблемы такого плана то, значит, пришло время провести самый тщательный осмотр деталей и планировать ремонт КПП.

Возможные неисправности в механической коробке передач

Самыми типичными неполадками могут быть следующие:

  1. Затруднение при включении одной из передач.
  2. Самопроизвольно выключается одна из передач (выбивает).
  3. Появление нехарактерного шума в коробке.
  4. Замечена утечка масла.
  5. КПП часто перегревается. Надеемся, что все владельцы помнят о том, что уровень масла в коробке проверяют после каждых 15-20 тысяч километров пробега автомобиля.

Обнаружение этих проблем и служит показателем того, что КПП вашего авто нужно ремонтировать, и не стоит с этим затягивать. Неисправленная на ранних стадиях проблемка способна послужить причиной капитальной починки в дальнейшем, а это уже ремонт другой сложности, требующий обращения в сервисные центры с соответствующей оплатой их услуг.

Возможные неисправности «автомата»

Поломками чаще всего «грешат» машины иностранного производства, и далеко не всегда стоит начинать ремонтировать их самостоятельно. Это может повлечь многочисленные проблемы в случае дальнейшего обращения в центры обслуживания автомашин данного производителя, поэтому вам самим предстоит ответить на данный вопрос с учетом ваших умений и возможностей.

У «автомата» чаще всего:

  1. Выходит из строя блок электронного управления, при котором начинаются проблемы с процессом переключения не только «верхних», но и «нижних» передач. Зачастую могут перестать переключаться скорости с 1 на 4.
  2. Неприятности могут начаться из-за нарушения правил эксплуатации автомобиля: если вы резко тормозили, пытались стремительно переключить передачи или включали заднюю при неполной остановке автомашины.
  3. Автомобили с автоматической коробкой крайне требовательны к качеству и количеству масла, которое вы в нее заливаете. Если присутствует постоянный перелив или недолив, могут начаться неисправности и потребуется ремонт КПП.

Все владельцам автомашин известно, что МКПП отремонтировать намного проще, чем автоматическую. Прежде чем приступить к ремонту «автомата», следует несколько раз подумать и прислушаться к мнению экспертов центра обслуживания. Многие детали стоят дорого, при чем, не только новые, но и уже бывшие в употреблении. Да и мастера центра могут отказаться завершить ремонтные работы, если увидят, что до них в машине кто-то «копался». Поэтому решение остается за вами.

Алгоритм действий при ремонте механической коробки переключения передач

  • При проведении ремонтных работ коробки передач следует строго придерживаться принципа: все снимаемые элементы укладываются в том порядке, в котором их снимали, не стоит полагаться на свою зрительную или математическую память. Главный вал коробки и подшипник рекомендуется заменить целиком. Кроме того, на новых деталях следует заменить сальники и шайбы в местах уплотнения, потому что в результате разборки, а затем сборки увеличиваются зазоры и промежутки.
  • В коробке переключения передач производим замену той детали, которая пришла в негодность.
  • Собираем и монтируем коробку передач в обратном порядке и на этом ремонт КПП можно считать оконченным.

Ремонтные работы по АКПП (если вы до настоящего времени не пробовали этого делать), желательно производить в сервисном центре. Если же вам самому приходиться заменять или доливать до определенной отметки масло в коробку, помните, что не стоит его переливать или недоливать.

Напоследок хочется пожелать, чтобы движение вашего автомобиля было всегда ровным и гладким и вам не пришлось заниматься ремонтом КПП!

Колодийчук Андрей, специально для ByCars.ru

bycars.ru

Ремонт коробки передач своими силами » АвтоНоватор

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты, Мастера дел своими руками!
Прежде, чем мы начнём рассматривать процедуры, которые входят в ремонт коробки передач, пара слов о том, что это такое – коробка переключения передач (КПП). КПП – это агрегат автомобиля, предназначенный для изменения частоты крутящего момента в пределах более широких, чем может обеспечить двигатель.

Диагностика. На что обращать внимание при проведении ТО

На современных автомобилях применяются основные типы КП: механическая и автоматическая, которые в свою очередь имеют подвиды. Мы рассмотрим подробно вопрос о том, как производить ремонт механических коробок передач. Основные направления этого ремонта.

Важно! Специалисты убедительно рекомендуют владельцам АКПП (автоматических коробок передач) не пытаться производить их ремонт самостоятельно. Кроме того, избежать ремонта АКПП силами умельцев из гаража по соседству.

Фото механической коробки передач, avtofactovic.ru

Фото механической коробки передач, avtofactovic.ru

Вы же помните, что порой АКПП стоит 1/3 часть от цены всего авто. А сколько стоит ремонт коробки передач зависит от того какая модель автомобиля и какая неисправность возникла у КП вашего авто.

Естественно в рамках одного поста мы не сможем, да и не ставили себе такой цели, перечислить весь технологический процесс ремонта коробки передач своими руками. Для этого существуют для каждой марки или модели автомобиля Инструкции либо руководства по ремонту.

А вот причины возникновения неисправностей, и, соответственно, понимание того, какой ремонт механической коробки передач необходим, и сколько будет стоит ремонт коробки передач, мы с вами рассмотрим.

На фото - устройство механической коробки передач, fusionclub.ru

На фото - устройство механической коробки передач, fusionclub.ru

Первое, что диагностируется во время движения авто – это легкость и плавность включения всех передач. Если вы почувствовали (а мышечная память руки вам подскажет), что переключение передач происходит с затруднением, то нужно провести ТО2 – тщательный осмотр КП.

Во время ТО2 проверяется и подтягиваются крепления КП к картеру, крышки подшипников промежуточного и ведомого валов. Если необходимо, то меняется масло в картере КП

Важно! Ремонт коробки передач любого авто можно отодвинуть по времени если вовремя и правильно производить ТО1 КП: уровень масла проверяется в КП раз в год либо после 15000 – 25000 тыс.км. пробега.

Фото ремонта механической АКПП своими руками, avtofactovic.ru

Фото ремонта механической АКПП своими руками, avtofactovic.ru

Традиционные неисправности КП

Основными неисправностями, требующими оперативного ремонта механической коробки передач, являются: затруднённое включение передач; самопроизвольное выключение передачи; шум в КП, утечка масла или перегрев КП.

На фото - механическая коробка переключения передач, sochi-avto-remont.ruНа фото - механическая коробка переключения передач, sochi-avto-remont.ru

Причины затруднённого включения передачи:

  • Заедает сферический шарнир;
  • Деформированы рычаг или вилки переключения передач;
  • Забиты гнёзда штоков, в результате тугой ход штока, заклинивают блокировочные сухари.

Причины самопроизвольного выключения передач:

  • Износ зубьев муфты или блокирующих колец синхронизатора;
  • Износ шариков или гнёзд штоков;
  • Снижение упругости пружин фиксаторов

Фото диагностики механической коробки переключения переда, automuse.ruФото диагностики механической коробки переключения переда, automuse.ru

Причины шума КП: износ шестерён, подшипников, синхронизаторов, люфт валов по оси, недостаточный уровень масла или его загрязнение.

Причины утечки масла из КП: слабое крепление крышки картера, пришедшие в негодность сальники валов, ослабло крепление в месте соединения КП и сцепления, износ прокладок.

Причиной перегрева КП, как правило, является недостаточный уровень масла.

На фото - ремонт АКПП своими руками, zubil.netНа фото - ремонт АКПП своими руками, zubil.net

Во всех перечисленных случаях ремонт механических коробок передач производится при помощи ремкомплектов либо восстановления повреждённых деталей КП. Соответственно стоимость ремонта коробки передач будет зависеть от степени неисправности в каждом отдельном случае.

Удачи вам, любители своего авто.

carnovato.ru

Машина Дергается При Переключении, Толчки

Рычаг переключения скоростей

Ремонт механической коробки передач – достаточно сложная процедура. Хотя двадцать лет назад многие автовладельцы производили ремонт механических коробок передач своими силами в гаражах, сейчас данная процедура намного усложнилась, так как технический прогресс шагнул далеко вперёд и устройство МКПП сильно изменилось.

Перед тем, как заняться ремонтом, нужно выявить неисправности механической коробки передач, а помочь в этом вопросе может только тщательная диагностика МКПП. После её проведения будет ясно, стоит ли заниматься ремонтом коробки или дешевле будет приобрести новую. Следует помнить, что даже если стоимость запчастей составит 50 процентов от стоимости новой коробки, ремонт на СТО легко «съест» оставшуюся сумму.

Диагностика механической коробки передач

Проведение диагностики

Для того, чтобы выявить неисправности МКПП, нужно провести тщательную диагностику этого узла. Ведь начиная ремонт МКПП, ориентируясь только на свои догадки и предположения, вы можете безрезультатно потратить время и деньги, меняя одну за другой исправные детали МКПП.

Так как устройства любой механической коробки передач приблизительно одинаковые (отечественных автомобилей и иномарок), диагностика проводится по одному и тому же алгоритму. Если ваш автомобиль оснащён бортовым компьютером, то большинство ошибок, связанных с работой МКПП, можно расшифровать. Бывает и так, что ошибки не показывают на конкретную неисправность, а указывают лишь на общую поломку.

Поломки МКПП могут быть различными, но их можно разделить на несколько разновидностей:

  1. Передачи начинают включаться с большим трудом, появляются толчки при переключении МКПП, слышится вой и скрежет при попытке переключится на другую передачу. В этом случае становится понятно, что поломка связана непосредственно с механизмом, отвечающим за переключение передач. Если у автомобиля большой пробег, возможно, износились шестерни, так как они работают с большой нагрузкой. При разборке КПП можно увидеть, будет ли целесообразно менять шестерни или лучше сразу купить новую (или бывшую в употреблении) коробку. Процедура разбора коробки достаточно трудоёмкая, поэтому перед тем, как к ней приступить, следует провести тщательную диагностику. Часто бывает, что коробка не хочет переключаться из-за проблем со сцеплением;
  2. Различные посторонние шумы при работе двигателя, причём не важно, на холостом ходу или под нагрузкой. Если вы слышите такие шумы, щелчки при переключении передач МКПП, или машина дергается при переключении передач, нужно срочно проводить диагностику. Неважно, новая у вас коробка или нет, такие проблемы часто связаны с браком МКПП, не стоит ждать того, что данный звук пропадёт со временем, если есть возможность, обращайтесь по гарантии. В других случаях только диагностика может спасть КПП от внезапного выхода из строя;
  3. Масляное голодание МКПП – одна из наиболее частых проблем, которые могут привести к её поломкам. Коробка передач работает в масляной ванне, что помогает деталям дольше не выходить из строя. Все знают, к чему может привести нехватка масла в двигателе, но не все обращают внимание на уровень масла в МКПП. Проблемы в этом случае можно избежать, если постоянно контролировать уровень масла в КПП. Если не делать этого, можно «попасть» на дорогостоящий ремонт. Часто можно визуально определить утечки масла по подтёкам на картере. Наиболее часто масло течёт в местах, где находятся различные прокладки и «хвостовики» (соединительные муфты).

Часто избежать проблем с МКПП помогает простая промывка маслом. Демонтаж коробки при этой процедуре не понадобится. Достаточно слить старое масло и залить новое. После данной процедуры следует завести автомобиль и проехать в спокойном темпе. Данная процедура поможет новому маслу проникнуть во все места КПП. Иногда промывать приходится несколько раз, так как внутри коробки может находиться большое количество грязи.

Днище автомобиля

Сейчас в магазинах продаются специальные восстановительные присадки для масла в МКПП. Не стоит ими злоупотреблять, так как их действие на КПП не всегда предсказуемо. Лучше залить присадку на некоторое время, а потом слить её вместе с маслом.

Снятая коробка передач

Ремонт коробки передач своими руками

Когда механическая коробка передач начинает барахлить, а передачи не переключаются или выбиваются на ходу, следует срочно заняться её ремонтом. Управлять неисправным автомобилем, в котором случилась поломка не только неприятно, но и не безопасно. Можно доверить ремонт коробки передач профессионалам на станции технического обслуживания, но не все СТО занимаются такой работой. К тому же часто владелец не допускается в ремонтную зону, а недобросовестные механики могут заменить лишь одну выработавшуюся шестерню, сказав, что произвели капитальный ремонт всей коробки.

Для тех, кто хорошо знает устройство автомобиля и имеет гараж с набором инструментов, есть смысл самостоятельно произвести ремонт МКПП. Это сэкономит вам кучу денег и поможет устранить «дёрганый» стиль езды. Для этой процедуры вам понадобится помощник, так как вес КПП довольно внушительный.

Ремонт МКПП в гараже

Снятие МКПП с автомобиля

Перед непосредственным демонтажем коробки передач нужно убедиться, что все тросы, рейки и рычаги подсоединены и двигаются без заеданий. Может быть и так, что ваше транспортное средство дергалось из-за плохого соединения элементов. В таком случае будет достаточно их соединить или разработать.

Этапы снятия МКПП выглядят следующим образом:

  1. До начала работ необходимо установить противооткатные упоры под колёса и отсоединить клеммы от аккумулятора;
  2. Осмотреть КПП на предмет снятия. Определить, с чего лучше начать демонтаж;
  3. Слить полностью масло из МКПП. Масло необходимо сливать в специальную ёмкость;
  4. Отсоединить все узлы, которые могут мешать снятию коробки;
  5. Установить двигатель и КПП на подпорки, чтобы они не упали на землю при демонтаже. Падение с высоты может сильно повредить коробку и дальнейший ремонт после этого станет нецелесообразным;
  6. В автомобиле с передним приводом нужно снять шрусы, предварительно открутив колёса. Если шрус не достаётся из коробки, можно воспользоваться монтировкой;
  7. Если автомобиль оснащён задним приводом, то нужно обязательно снять кардан;
  8. Коробка отсоединяется от двигателя и от опорных подушек;
  9. Снимаем коробку, если она не снимается, можно попробовать помочь монтировкой;
  10. Перед разборкой КПП её нужно тщательно очистить от грязи;
  11. Раскручиваем коробку и внимательно изучаем её устройство.

После того, как коробка снята, она разбирается более детально:

  1. Снимаем «колокол» и откручиваем крышку пятой передачи;
  2. Осматриваем вилку передач, если она изношена, меняем её на новую;
  3. Достаём валы и муфту;
  4. Осматриваем шестерни и шлицы на предмет выработки.

Все изношенные детали меняем на новые. Если замене подлежит практически вся начинка коробки, лучше не заниматься её восстановлением, а приобрести новую или бывшую в употреблении с небольшой наработкой.

Старая и новая коробки передач

Замена деталей в механической коробке передач

Если вы решились на самостоятельный ремонт МКПП, то все подшипники и муфты лучше сразу заменить, так как реальный их износ на глаз не определить. Подшипники аккуратно извлекаются, а новые шестерни проверяются на биение. Если шестерёнка стучит на валу, значит, вал тоже придётся менять.

Сборка и установка МКПП на автомобиль

Монтаж МКПП

Сборка и установка МКПП проходит в обратной последовательности разборке. Нюансы, на которые стоит обратить внимание:

  1. Когда устанавливается муфта, не стоит забывать про стопор;
  2. Подшипники устанавливаются соответственно пазов и проточки;
  3. Коробку нужно очистить от грязи и промазать края герметиком, перед тем, как закрыть крышку.

Ремонт МКПП – процедура достаточно сложная, но нужно помнить, что многие гаражные умельцы перебирают даже АКПП, что существенно труднее.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

swapmotor.ru

По зубам: как сломать шестерни МКПП, и чем это чревато

Коробка передач: зачем и как

Детально разбирать устройство механической КПП не будем: о нем мы уже рассказывали. Однако «по верхам» пройдемся – для понимания процессов, влияющих на наш ремонт.

Итак, глобально КПП нужна для того, чтобы передать крутящий момент и мощность от двигателя в изменяемом диапазоне оборотов. Для изменения того диапазона используются пары шестерен с разным передаточным отношением – именно благодаря им вот те полторы тысячи оборотов «превратятся» в несколько десятков оборотов ведущих колес с одновременным повышением крутящего момента. Принцип похож на велосипедный: тронулись на малой звездочке, разогнались до 40 км/ч – и переключились на следующую пару шестерен с меньшим передаточным отношением, чтобы поехать ее быстрее. Таких переключений может быть 4 или 5 – современные МКПП, как правило, пяти- или шестиступенчатые.

Передача крутящего момента в КПП происходит непосредственно зацеплением этих самых шестерен. Шестерни располагаются на валах – существуют коробки двухвальные и трехвальные. У первых есть первичный (ведущий) и вторичный (ведомый) вал, у вторых крутящий момент передается с первичного вала на вторичный через дополнительный, промежуточный. Шестерни, расположенные на валах, находятся в постоянном зацеплении, но все пары, кроме той, что выбрана в качестве рабочей в конкретный момент, вращаются свободно. Для выбора же пары – то есть, включения той или иной передачи путем жесткого соединения шестерни и ведомого вала – придумали специальную муфту и назвали ее синхронизатором – подробнее о конструкции и проблемах синхронизаторов мы поговорим в следующем материале. Орудуя рычагом переключения передач из салона, вы через вилки включения и синхронизаторы подключаете ту или иную шестерню к ведомому валу и передаете, наконец, на него (а значит, и на колеса) крутящий момент от двигателя.

Поломки и диагностика

Вообще выйти из строя и износиться в коробке передач может всё – а починить это, как мы знаем, может быть весьма дорого и сложно. При этом МКПП куда более «скрытна», чем двигатель: узнать о серьезной поломке можно порой только после вскрытия. Поэтому при движении и переключении передач необходимо всегда прислушиваться ко всем звукам, исходящим со стороны коробки передач – и посетить сервис при появлении первых опасений.

Исключив из списка диагностики сцепление (о нем мы тоже расскажем отдельно), услышать из коробки можно только хруст или стуки, а увидеть – только произвольно возвращающийся из рабочего положения в нейтраль рычаг (проще говоря, «передача вылетает»). Последнее обычно связано с ослабшими фиксаторами или проблемами с синхронизатором. В первом же случае – это износ синхронизаторов, чрезмерный износ подшипников валов или поломка зубьев шестерен. И именно о шестернях-то мы сегодня и поговорим.

У них несколько потенциальных проблем: чрезмерный износ зубьев, сколы или поломка зубьев, износ игольчатых подшипников шестерен или износ стопорных колец, из-за которых могут сместиться втулки шестерен. Вообще сколы или повреждения зубьев – довольно редкое явление, так как они рассчитываются с большим запасом прочности. Но бывает и так, что коробку просто перегружают, сцепление при этом не пробуксовывает – и зубья не выдерживают.

Это может случиться и при перегреве коробки – например, из-за неправильно подобранного трансмиссионного масла или из-за его низкого уровня. Особое внимание следует уделить МКП зимой, в лютые морозы. Масло в картере коробки превращается во что-то, напоминающее мёд, поэтому сходу начинать движение не стоит – желательно постоять немного и подождать, пока масло хоть немного прогреется. Ощутить и понять это можно по более легкому перемещению рычага из положения в положение.

Возвращаясь к диагностике МКП, вспомним о звуках, доносящихся от нее. Стук или хруст может быть либо постоянным, либо проявляющимся только при переключении передач. В первом случае это, скорее всего, означает глобальную беду – разрушены шестерни или пришел конец подшипникам валов. Это хоть и редкость, но случается. Если же стук слышен только при переключении, то есть вероятность, что это либо износ синхронизаторов, либо пресловутые подшипники валов.

Попытаться выяснить это можно в движении, переключив коробку на следующую передачу с двойным выжимом сцепления: выжав сцепление, переводим рычаг в нейтраль, отпускаем сцепление, снова выжимаем и, включив следующую передачу, отпускаем. Если при выполнении этого «танца» стук пропадает, то велика вероятность чрезмерного износа синхронизатора.

Ремонтируем коробку передач

Итак, сегодня на «операционном столе» механическая коробка передач 02J производства концерна Volkswagen, которая была установлена на Skoda Octavia. По словам хозяина, единственной проблемой был какой-то стук при движении на первой передаче. Стук донимал, потому коробку привезли на «лечение».

Коробку привезли отдельно от автомобиля, наш мастер масло не сливал, и потому не видел его состояния. Подготовив инструменты и по мере сил и возможностей очистив корпус МКП от грязи, пыли и других посторонних предметов, мы приступили к разборке.

1 2

Выкрутив болты крепления, мы сняли заднюю крышку корпуса коробки передач, под которой находятся шестерни 5-й передачи. Одновременно с этим мастер дал первую оценку состояния масла. Выражалась эта оценка в сморщенной гримасе, что дало первый повод разволноваться хозяину.

Затем мы сняли опорный кронштейн коробки.

6

Чтобы разъединить корпус, необходимо снять синхронизатор включения пятой передачи, а также ведущую и ведомую шестерни.

8

Чтобы выкрутить болты крепления шестерен, потребовались специальные ключи – дорогие и редко встречающиеся в гаражах обычных автовладельцев.

10

Эти ключи – одна из причин того, почему в «домашних условиях» выполнять разборку МКП будет как минимум неудобно. Кроме того, производители очень любят элементы крепления под ключ Torx, потому без набора оных тоже не обошлось.

9

Выкручиваем болты крепления, чтобы снять вилку включения и выключения пятой передачи.

11 12

После снятия вилки нет никаких препятствий для демонтажа ведущей шестерни пятой передачи с вала вместе с синхронизатором. По идее, здесь тоже необходимо использовать специальный оригинальный съемник, но по случаю отсутствия его заменила пара солидных отверток – их установили поглубже под шестерню и рычажным движением сняли с вала.

14 15

Затем сняли и ведомую шестерню – это потребовало не меньше усилий, чем демонтаж ведущей.

16 17

После извлечения из коробки механизма выбора и включения передач мы принялись выкручивать все болты, какие только попадались под руку.

Не обошли стороной и фланцы крепления ШРУСов.

22

Выкрутив болт крепления и сняв один из них, мы обнаружили разломанное упорное кольцо. Продолжи хозяин кататься на машине и дальше – его в скором времени ждал бы еще один сюрприз.

Выкрутив наконец все болты крепления, которые были и снаружи, и внутри картера сцепления, мы сняли корпус коробки передач.

Вид, открывшийся нам, был весьма удручающим. Внутри коробки передач установлен магнит, предназначенный для сбора продуктов износа шестерен, валов и прочих металлических частиц. Так вот, этот магнит был полностью облеплен стружкой.

29

Ну а более детальный осмотр указал на главную причину стука на первой передаче: ужасающие сколы зубьев на ведущей и ведомой шестернях первой передачи.

Дальнейший осмотр выявил повреждения игольчатого подшипника вала шестерни передачи заднего хода. Предоставив отчет о ситуации владельцу, мы дали ему время подумать. Выбор, впрочем, был небольшим: либо замена коробки в сборе на контрактную ввиду отсутствия «здесь и сейчас» запчастей, либо все-таки ремонт, растянутый по времени.

31

Чтобы оградить владельца от неправильного выбора, мастер продолжил разборку и обнаружил последствия весьма жестоких условий эксплуатации данного агрегата.

35

Стало ясно не только то, что масло давно не менялось (на что указывали его цвет и консистенция), но и то, что его было недостаточно: в некоторых местах присутствовали следы нагара. В очередной раз убедившись в недостатке внимания, уделяемого КПП, мы извлекли из корпуса дифференциал с ведомым колесом главной передачи.

34 37

Важное примечание: если у читателя без опыта дело все же дойдет до самостоятельной разборки МКП, то пусть после извлечения этот герой пропустит через отверстия в корпусе дифференциала и полуосевых шестернях длинный соединительный болт с гайкой. Это необходимо, чтобы зафиксировать эти самые шестерни в одном положении – иначе они могут сместиться и добавить головной боли мастеру опытному, к которому придется в итоге везти дифференциал.

33

В нашем же случае судьба разобранного агрегата оказалась печальной: все вышеперечисленные проблемы склонили чашу весов к замене коробки на контрактную. Это неудивительно: сроки ремонта и возможные капиталовложения были слишком велики. В этот раз ремонт «не удался» – но уже в ближайшем будущем мы представим вашему вниманию отчет о капитальном ремонте, затрагивающем обмер синхронизаторов и подбор упорных колец валов МКПП.

Забота – это будущая экономия

Подводя итоги столь удручающей истории, можно сделать вполне ясные выводы относительно того, как сэкономить деньги, время и нервы. Не стоит полагать, что механическая КПП – это необслуживаемый агрегат. Такая процедура, как замена масла, должна быть базовой не только для «автоматов», но и для «механики»: ведь давно известно, что формулировка «масло на весь срок службы» фактически подразумевает лишь гарантийный пробег с дальнейшей утилизацией автомобиля целиком. Рассчитывая же проездить на автомобиле не одну сотню тысяч километров, стоит задуматься о его обслуживании заранее: забота о машине сегодня – это залог вашей собственной экономии завтра.

Опрос

А вы сталкивались с поломкой МКПП?

Всего голосов:

www.kolesa.ru

Замена и ремонт коробки передач своими руками

Чтобы осуществить ремонт коробки передач в своём автомобиле без СТО нужно знать множество тонкостей. КПП — сложный механизм. Перед ремонтом необходимо досконально изучить поломку и методы её устранения.

КПП в разрезеРегламентные работы по ремонту КПП.

Коробки переменных передач

Двигатели современных автомобилей работают в узком диапазоне частоты вращения коленчатого вала и мощности. Этот узкий диапазон является неприемлемым для нормального движения автомобиля. Например, для преодоления сопротивления дороги при начале движения может потребоваться крутящий момент в несколько раз больший того, который снимают с маховика.

А ведь есть ещё большой диапазон скоростей, в которых водителю и пассажирам удобно и безопасно двигаться, а также разные дорожные покрытия с соответствующими силами сопротивления и так далее.

Все это в своей совокупности на заре автомобилестроения породило проблему приспособления автомобиля к разным скоростям и нагрузкам. Для её решения было предложено установить последовательно с мотором редуктор, преобразовывающий по команде водителя мощность карданного вала, повышая или понижая её. После повышение или понижения редуктор должен был передавать её дальше.

Схема редуктора и карданного валаПромежуточная опора карданного вала.

Этот редуктор совершенствовался, развивался, пока не обрёл ту конструкцию, которую принято называть «классической». В итоге из-за возможности изменять передаваемый момент в некотором диапазоне редуктор стали именовать коробкой переменных передач.

Назначение коробки переменных передач состоит в трансформации и передаче крутящего момента согласно дорожным условиям и командам водителя.

Существует несколько видов КПП, различающихся своим назначением, конструкцией и механизмом преобразования крутящего момента. Различают ступенчатые и бесступенчатые коробки передач.

Ступенчатые

Такие коробки передач обычно выполняют с зубчатым зацеплением. Число пар шестерён может колебаться от четырёх и выше. Чем больше количество передаточных чисел коробки, тем более эффективно используется мощность мотора. Выше восьмой передачи не принято устанавливать — водители начинают путаться.

Ступенчатая КППСтупенчатая механическая коробка.

С увеличением массы автомобиля растёт и потребность в лучшем распределении мощности мотора на разных участках дороги и режимах движения. Порой даже КПП с 8 ступенями бывает недостаточно. Для этого на основную коробку передач устанавливают дополнительную — она носит название мультипликатор. Их общая работа позитивно сказывается на топливно-скоростных характеристиках автомобиля. Переключение коробки осуществляется специальным рычажком.

К ступенчатым коробкам передач относятся все имеющие пары шестерён коробки. Например, механическая коробка передач.

Строго говоря, большинство КПП механические (МКПП). Механическую коробку передач правильнее называть КПП с ручным переключением передач. Так уж получилось, что название «механическая» уже является устоявшимся названием.

В механической КПП есть несколько валов:

  • ведущий, воспринимающий крутящий момент со сцепления;
  • ведомый, на который этот момент надо передать;
  • промежуточные, с помощью которых этот момент передаётся.

Устройство коробки аналогично устройству обычного редуктора. Валов может быть три и больше.

Устройство КППСхема устройства автомобильной коробки передач.

На всех валах шпонками закреплены шестерни коробки, входящие в зацепление с шестерными на соседних валах. Так, от шестерни на одном валу через зубчатое зацепление момент проходит свой путь от ведущего вала к ведомому. Дополнительно внутри КПП установлен вал с шестерней обратного хода. Он часто вынесен отдельно.

Так как зубчатое зацепление не может быть соединено при разных скоростях шестерён, то сперва надо синхронизировать их вращение. Для этого были изобретены синхронизаторы коробки. Синхронизаторы подводятся рычажком кулисой к нужной паре, входят в соприкосновение трущимися поверхностями, начинают вращаться и передавать момент от ведущей на ведомую шестерню до момента синхронизации скоростей и вводят их в зацепление.

Кроме классической конструкции с неподвижными валами, являющейся самой распространённой, ступенчатая коробка может иметь вращающиеся вокруг ведущего вала ведомые валы. Такая коробка называется планетарной и устанавливается на некоторые модели сверхтяжёлых грузовых автомобилей или на погрузчики.

Схема классической конструкции коробки передачСхема классической конструкции КПП.

Бесступенчатые

К этому типу КПП относят коробки, в которых регулирование передаточного числа осуществляется плавно, за счёт изменения общих параметров системы. Их работа даёт возможность получать в узком диапазоне любое передаточное число.

Бесступенчатыми коробками являются:

  • механические, работающие по принципу передачи момента трением. Такая коробка в обиходе называется вариаторная. Вариаторная коробка передач может быть ленточной или кулачковой;
  • гидравлические, работающие с передачей вращение посредством движения жидкости. Коробка может быть гидрообъёмной, когда изменение передаточного числа осуществляется за счёт изменения рабочего объёма насоса, или гидродинамической, когда регулирование момента происходит за счёт сил сопротивления на колесах автомобиля;
  • электрические, в которых момент передается в намагничивающейся среде;
  • комбинированные.
АКПП в разрезеБесступенчатая коробка переключения передач в разрезе.

Несмотря на очевидное разнообразие принципов работы, наибольшее распространение получили вариатораный и комбинирующий тип КПП. Последний является сочетанием гидродинамической передачи и планетарной ступенчатой коробки, и называется автоматическая коробка передач.

Принцип работы автоматической коробки достаточно прост: гидродинамическая передача обеспечивает плавность, а планетарный редуктор передаёт момент согласно включённой передаче. Управление автоматической коробкой осуществляется золотниками, настроенными на определенный момент ведомого вала и положение дроссельной заслонки.

Для удобства водителя в авто с АКПП предусмотрена функция «типтроник», при которой можно выбирать передачу по аналогичному секвентальной коробке способу: рычажки передачи переключают вверх, повышая передачу, и вниз, понижая её.

Существует много споров, что лучше АКПП или МКПП. Эти споры не имеют под собой основания, так как эти коробки предназначены для разных целей.

Автоматическая коробка даёт более плавный ход, освобождает от выбора передачи. Остаётся только посмотреть на буквы на АКПП и поставить рычаг в требуемое положение.

С другой стороны, автоматическая коробка не такая эффективная в плане использования мощности мотора: расход с АКПП на двадцать процентов выше, чем с МКПП. Механика к тому же позволяет лучше контролировать поток мощности на трансмиссии, она более ремонтопригодна и неприхотлива в работе.

Существует также ряд ограничений, связанных с буксированием автомобиля с АКПП, возможностью завести авто, толкая его, и так далее.

КПП для стритрейсеровКоробка для стритрейсеров.

Что же касается выбора КПП для стритрейсеров, то тут без вариантов — без точности механической коробки на гонки лучше даже не показываться.

Управление

Переключение передач осуществляется либо механическим путём, толкая кулисой нужную пару в зацепление. Либо через сеть управляющих электрических сигналов — информация о воздействии на ручки КПП и режиме движения через электрические цепи поступает непосредственно на робота, который сам переключает передачу. Последний вариант называется роботизированное управление КПП.

Ремонт и обслуживание

Ввиду усложнения схемы коробки передач, работы на более высоких скоростях, а также увеличение мощности мотора, КПП независимо от конструкции требуют к себе повышенного внимания.

Несмотря на то, насколько стара коробка передач на автомобиле, необходимо точно следовать указаниям завода-изготовителя. Это касается всего: периода замены, марки смазки, параметров работы коробки и так далее.

Для автоматических КПП завод может указать необходимые дополнительные присадки в коробку, без которых точный планетарный редуктор быстро выйдет из строя. Их вводят в смазку при изготовлении или придётся покупать самостоятельно.

Присадки для АКПППрисадки для автоматической коробки передач.

Первичное диагностирование производится при движении автомобиля по дороге на разных режимах или на стенде выгона. При дорожном тестировании, наблюдая за поведением авто при переключении передачи и прислушиваясь к звуку коробки можно обнаружить только серьёзные неисправности. Стенд позволяет производить более точный анализ, загодя выявляя какие-то поломки и ликвидируя их.

Неисправности коробки передач в первую очередь касаются механической части, если коробка уже имеет приличный срок эксплуатации, и механизмов управления, если — новая. Чаще всего попадаются скошенные, с трещинами поломанные шестерни, деформированные синхронизаторы, порванные тросы управления, неполадки в электронной части, засорение, перегрев и другие поломки. Снятие коробки зачастую требует демонтаж всего двигателя и части трансмиссии.

Разборка коробки производится на специальном стенде. При этом надо иметь в виду, что не все коробки можно отремонтировать, так как пригонка деталей в них часто почти на уровне прецизионных пар.

Остаётся только замена на новую КПП. Да, это дорого и непрактично, но такова плата за компактность. К слову, ремонт коробки лучше выполнять в специализирующихся на этом автосервисах. Это гарантирует более-менее приличное качество работ.

Замена АКППАвтомобиль в автосервисе.

Безопасность

Ввиду того что коробка передач стоит на пути передачи крутящего момента от мотора к колёсам, она является удобным местом для предотвращения угона.

Вообще, в практике противоугонных систем использует несколько подходов, которые часто являются комплексными, то есть включают в себя блокировку и механической, и электронной части. Если электронную часть можно обойти, взломав систему, то с механикой сложнее — без разборки трансмиссии не обойтись.

Простая блокировка коробки может повергнуть планы угонщиков в пыль. Не будут же они поднимать автомобиль, разбирать его трансмиссию и менять заблокированную коробку.

Для блокировки производители разработали несколько систем. Самой ходовой на сегодняшний день является система установки мультилока на коробку — монтаж сложного замка. Мультилок представляет собой сложный механический замок, блокирующий коробку в непригодном для нормального движения состоянии. Он устанавливается на корпус КПП и выводится в кабину или салон авто. Открывается с помощью штыревого ключа со сложными насечками.


bezsto.ru

Ремонт коробки передач своими руками

Прежде, чем рассматривать процессы, входящие в ремонт коробки передач, поговорим про коробку переключения передач. КПП – это механизм машины, который предназначен для изменения крутящего момента в более широких пределах, чем обеспечивает мотор.

На современных машинах используются следующие типы КПП: механика и автомат, которые имеют подвиды. Но мы рассматриваем ремонт механических коробок передач. Основные направления ремонта.

Кому доверить ремонт коробки передач в автомобиле?

Специалисты на станциях рекомендуют владельцам автоматических коробок передач не производить ремонт самостоятельно. Кроме того, делать ремонт АКПП у гаража по соседству так как порой АКПП стоит 1/3 часть от цены автомобиля. А сколько стоит ремонт коробки передач зависит от того какой модели у вас машина и какая неисправность у данной КПП. Рекомендуем обратиться за квалифицированной помощью по ремонту КПП в компанию СпецТехПром https://remontdvigatelei.ru/uslugi/remont-kpp-i-reductorov, ребята действительно знают, что делают.

Естественно в рамках одной статьи перечислить весь процесс ремонта коробки передач своими руками не возможно. Для этого существуют инструкции либо руководства для каждой марки автомобиля.

А вот причины неисправностей, какой ремонт механической коробки передач нужен, и сколько будет это стоить, мы с вами рассмотрим.

Диагностика коробки

Первое, что диагностируется – это плавность и легкость включения передач. Если переключение передач происходит с затруднением, то необходимо провести тщательный осмотр коробки.

Т.е. необходимо проверить и подтянуть крепления коробки к картеру, крышки валов и заменить масло в картере, если необходимо.

Основные неисправности коробки передач

Основные неисправности, которые требуют срочного ремонта коробки передач, являются: затруднённое включение передачи; самопроизвольное выключение передачи; посторонние шумы и утечка масла в КПП.

Причины затруднённого включения передачи:

  1. Заедает шарнир переключения передач;
  2. Неисправен рычаг переключения передач;
  3. Забиты гнёзда штоков.

Причины самопроизвольного выключения:

  1. Износ блокирующих колец синхронизатора;
  2. Износ гнёзд штоков;
  3. Снижение упругости фиксаторов.

Причины шума в коробке передач: износ шестерён, износ подшипников, износ синхронизаторов, люфт валов, мало масла или его загрязнение.

Причины утечки масла из коробки передач: плохое крепление крышки картера, дефектные сальники валов, слабое крепление в месте соединения коробки и сцепления, плохие прокладки.

Причиной перегрева коробки передач почти всегда из-за недостаточного уровня масла.

Во всех случаях ремонт механических коробок передач делается при помощи ремкомплектов КПП. А значит, стоимость ремонта будет зависеть от степени неисправности коробки передач.

vsepoedem.com

Как провести ремонт КПП Газели

string(10) "error stat"
string(10) "error stat"

Сравнительная дешевизна вкупе с вместительностью этого автомобиля, причисляемого к коммерческому транспорту, сделали его настоящей «рабочей лошадкой». Он востребован и эксплуатируется на всей территории СНГ. Ещё одним признаком классической рабочей машины считается лёгкость в поиске запчастей. Когда нужно проводить ремонт КПП Газели, а коробка передач самая бедовая из узлов этого российского малотоннажного авто, можно без опаски перебирать всё, начиная с подшипников и заканчивая синхронизаторами. В продаже эти детали есть в любом автомагазине.

Разобранная коробка передач Газели

Устройство и принцип работы

Как и на любой машине, коробка передач Газели выполняет важнейшие функции трансмиссии. Она преобразует и передаёт крутящий момент к колёсам от двигателя. Поэтому от качества работы данного узла зависит многое. Например, комфорт и безопасность людей, ведь любые неисправности КПП несут риск аварий.

Малолитражный российский автомобиль оборудован механической 5-ступенчатой коробкой передач. Несмотря на заверения производителя, что она долговечна и неприхотлива, большинство владельцев утверждают обратное. Надёжность узла хромает в первую очередь из-за постоянных избыточных нагрузок, ведь коммерческий транспорт может эксплуатироваться и 24 часа подряд.

Конструктивно «газелевская» коробка не сложная: по большинству деталей она унифицирована с КПП «ГАЗ-3110 Волга». Все коробки модификаций «Газели» идентичны, кроме МКПП «Газель-Бизнес» и Next. Здесь тоже применяется 5-скоростная трёхвальная коробка, но она отличается другими передаточными числами. Некоторые версии также могут иметь удлинённый нижний конец рычага и его более высокий кожух.

Основными элементами КПП являются:

  • двойной картер;
  • шестерни;
  • главные валы и промежуточный;
  • синхронизаторы, шарики, пружины;
  • механизм переключения передач.
Картер

Картер сделан из алюминиевого сплава в целях облегчения. Он состоит из двух частей: передней и задней с удлинителем. Они надёжно соединены 10 болтами через паронитовую 0,33 мм прокладку. Для обеспечения соосности вальных концов и штоковых отверстий механизмов переключения, центрируются специальными втулками, запрессованными в картер.

Шестерней в коробке довольно много. Первичный вал имеет свою зубчатку, а передачи коробки, включая заднюю, тоже. Конструктивно сложны косозубые звёздочки, вращающиеся на игольчатых подшипниках, защищены пластиковыми сепараторами. Промежуточная шестерня заднего хода вращается на роликовых подшипниках.

Валы снабжены и другими уникальными деталями. Например, вторичный вал ограничивается от осевых перемещений стопорными кольцами и специальными упорными полукольцами. Предусмотрен также буртик. Первичный вал оснащён ведущей зубчаткой привода спидометра. На все валы, включая промежуточный, насажены шестерни, а с концов — роликовые или шариковые подшипники и стопорные кольца/полукольца. Особое место занимают втулки, фиксационные штифты, пружинные шайбы и регулировочные 0,2 мм прокладки. Ведущий и ведомый валы своими концами соединяются с коленвалом двигателя и картером. Промежуточный вал расположен внутри корпуса коробки.

Инерционные синхронизаторы оборудованы зубчатыми венцами, которые входят в зацеп с шестернями за счёт мелких шлицов. С 2003 года на «Газелях» 3302 и 2705 заменили синхронизатор 1 и 2 передачи. Теперь используется двухконусный вариант двойного действия. Сделано это в целях повышения чёткости включения передач. Такой синхронизатор имеет увеличенный тормозной момент.

Механизм переключения передач, помимо рычага, оснащён пружинами, седлом, уплотнителями, упорным конусом, втулками. Здесь много шайб, заглушек, установочных штифтов. Скорости переключаются посредством вилок — для пятой передачи и заднего хода она отдельная. Блокировочное устройство или предохранитель состоит из двух плунжеров и стопорного пальца. Для предотвращения случайного включения задней передачи предусмотрена отдельная втулка с пружиной.

Наиболее частые признаки и способы устранения неисправностей

Несмотря на конструктивную простоту узла, ремонт КПП Газели своими руками подразумевает серьёзную работу. Без надлежащих знаний и навыков лучше агрегат не трогать, чтобы не сделать хуже. Для замены повреждённых деталей, коробку нужно демонтировать и разбирать.

Появился шум в коробке

Чаще всего признаком неисправности механики становится глухой гул или хруст, свидетельствующий о слабой фиксации или разрушении подшипников. Также возможен неприятный треск, указывающий на повреждение колец синхронизаторов. Нередко коробка воет, причём совершенно по-разному. Сила звука и характер зависят от скорости движения, конкретной передачи, длительности вождения.

Примечательно, что характерный шум не всегда говорит о неисправностях КПП. Тем более если недавно была проведена замена элементов коробки. В этом случае вой будет лишь признаком того, что детали ещё не притёрлись. Зачастую хруст коробки путают с неисправностями сцепления или других связанных агрегатов. Да и любой опытный водитель «Газели» подтвердит, что пока не разберешь коробку, конкретную причину шума можно определить только с вероятностью 50 процентов. А вот грамотная переборка поможет сразу найти проблемное место. Перед этим, конечно же, надо проверить уровень масла. Если в порядке, нужно КПП разбирать. В процессе дефектовки может оказаться всё, что угодно. Например, возможно несоответствие по маркировке подшипников, отсутствие шайб или неправильный их размер.

Таким образом, шум в КПП «Газели» вызывается износом подшипников, шестерней, синхронизаторов или их разрушением, поломкой, а также низким уровнем MTF или его плохим качеством. Редко нарушается соосность коленвала и картера, но проверить биение посадочного отверстия под коробку не помешает.

Шестеренки и подшипники

Трудности при включении передач

Если переключать скорости стало трудно, это указывает на одну из проблем:

  • износились синхронизаторы или шестерни определённой передачи;
  • повреждён рычаг или другие механизмы переключения — чаще вилки;
  • проблема со сцеплением — полностью не включается, ослаб приводной трос педали, повреждён ведомый диск.

Нередко плохое включение передач связано с конструктивными недостатками синхронизаторов. Когда ведомый диск сцепления прижимается к маховику или корзине, подшипник в коленвале создаёт сопротивление. Этого достаточно, чтобы блокировалось включение скоростей.

Бывает и так, что трудно переключать скорость на прогретом моторе, а на холодную всё идёт, как по маслу. Дело здесь в том, что вначале между упорным кольцом синхронизатора и шестернёй слой смазки густой. После повышения температуры масло разжижается, кольцо с шестернёй притираются почти насухо, муфта упирается в зубчики кольца. Поможет либо качественное сцепление — типа HOLA, либо другой состав MTF.

Не включаются скорости

В этом случае надо срочно проверить уровень жидкости в бачке сцепления. Возможно, что произошла утечка через повреждённый ГЦС или РЦС. Не исключено, что в систему попал воздух, тогда можно обойтись малой кровью, выгнав его через штуцер.

Если жидкость в порядке, то проблема уже с коробкой, точнее, с механизмом переключения. Чаще происходит поломка вилки — её гнёт или пробивает штоком, и тогда бывает невозможно включить определённую передачу. Не редкость — стачивание прилива-ограничителя на синхронизаторе.

Коробка выключается (вылетает передача)

Если вылетают скорости, то виной может стать вилка, сцепление или изношенные шестерни передачи. Бывает, что лопается пружина, которая прижимает фиксационный шарик. Также возможно засыхание шлицов первичного вала. Причина может быть в бронзовых сухарях на вилке третьей и четвёртой передачи — они ломаются пополам. Возможно также образование заусенцев на блокирующем устройстве.

Много бракованных деталей ставится на КПП «Газель» ещё с завода. Например, блокирующие кольца, которые должны иметь зазор не менее 0,3 мм. На самом деле, встречается много таких элементов с зазором 0,1-2,5 мм.

Ещё хуже бывает, когда производится неправильная сборка после ремонта. Горе-мастера способны так неудачно перебрать сухари и пружины, что через некоторое время определённые передачи не будут включаться вообще.

Капитальный ремонт КПП Газели своими руками

Ширина вторичного вала для Газели

Любые сложности с переключением скоростей, шумы, самопроизвольное включение скорости требуют срочного ремонта КПП. Многолетняя эксплуатация «Газели» рано или поздно приводит к одной или нескольким характерным неисправностям:

  • разрушение подшипников;
  • ослабление фиксационных болтов;
  • износ колец синхронизатора;
  • повреждение шестерён;
  • образование заусениц и другие неисправности.

Ремонт коробки передач Газели подразумевает демонтаж и разборку. Сначала нужно подготовить ряд необходимых инструментов. Помимо стандартных инструментов, нужен бородок, съёмники, надфиль, мелкозернистая шкурка. После того как автомобиль загоняется на эстакаду, картер освобождается от масла. Затем снимается кардан, достаётся рычаг с колпаком. От коробки отсоединяются проводок лампочки заднего хода и трос спидометра. КПП демонтируется путём отворачивания приёмных труб и кронштейна. Коробка фиксируется и с картером сцепления — здесь 4 гайки. Снимая её, нужно быть очень аккуратным, чтобы не повредить головку блока — весит КПП «Газели» 32 кг. По этой причине ГБЦ следует заранее прикрыть деревянным бруском.

Разборка коробки переключения передач

Поэтапная разборка узла не даст совершить ошибок, и процедура пройдёт куда проще. Снятую коробку лучше положить на ровный стол в гараже, чтобы работать было удобнее. Дальнейшие действия по переборке приведены с одновременной дефектовкой. Перед этим желательно изучить схему КПП Газели.

  1. Вытащить рычаг с кронштейном, если он не был снят на стадии демонтажа. Проверить подпружиненные стаканчики, которые отвечают за стабилизацию переключателя. Не должно быть сильного люфта в нижней части штока, обе пружины должны быть на месте, в хорошем состоянии. Проконтролировать, плотно ли сидят оба фиксационных штифта по бокам верхней части кожуха, куда непосредственно входит переключатель скоростей. Протестировать нижнюю часть ручки и её посадочное место в КПП на выработку — металл не должен быть сильно изъеден.
  2. Проверить состояние оконечности первичного вала, на которую вдевается опорный подшипник маховика. Канавки, ступеньки и другие признаки выработки на металлической поверхности укажут на конкретную неисправность. Это и будет причина сильного люфта, вызывающего дрожания, шум и иные проблемы коробки. Снять фланец, закрывающий внутреннюю часть коробки со стороны первичного вала. Вытащить оба стопорных кольца — бородок, отвёртка с плоским жалом и молоток в помощь. Проверить подшипник ведущего вала на люфт. Сработанную деталь при сборке заменить на новую.
  3. Располовинить коробку. На модели «Газель-Бизнес» предусмотрен дополнительный стопорный кронштейн, который тоже надо откручивать. Обе части КПП старого образца просто соединены болтами. Открутить шестерню привода спидометра и шестерню привода задней передачи промежуточного вала.
  4. Снять переднюю крышку корпуса, обратить внимание на состояние сливной пробки с магнитом. Как правило, в этом месте собирается много пыли, стружки и других элементов износа. Протестировать внешнюю обойму роликового подшипника — должна сидеть плотно, не люфтить, а также дорожку — идеальная без раковин и выпуклостей. Почистить, отшлифовать мелкой наждачкой все неровности.
  5. Проверить состояние подшипника первичного вала — учтите, что здесь имеется не только осевое, но и радиальное смещение. Заменить, если он в ходе работы перемещается на шестерню 4-й передачи — это легко определяется по повреждённым частям зубчатки.
  6. Проверить синхронизаторы всех передач. Исключён плотный контакт с кольцами шестерёнок, без зазора, другими словами, не должно быть сильного утоньшения. В противном случае проблемный синхронизатор надо менять. Специалисты также рекомендуют менять элементы, зубья которых имеют сточенные конусы. На синхронизаторах имеется специальный прилив, который служит ограничителем. Если он будет тоже выработан (заводская толщина отлива не менее 6 мм), скорость на коробке может включаться самопроизвольно или будут наблюдаться сложности с включением.
  7. Проверить шестерни на наличие раковин, следы износа.
  8. Протестировать состояние вилок и колец муфты синхронизатора. Толщина посадочного места под вилку со сменными сухарями в нормальном состоянии должна составлять около 9 мм. Если больше, то это уже говорит о выработке и люфте. Решается проблема заменой элементов — сухарей, колец.
  9. Проверить состояние промвала. Он не должен цепляться за кольца синхронизатора главных передач, иначе это укажет на его смещение. Следы контакта отчётливо заметны на поверхностях зубьев. Проблема решается грамотной регулировкой вала.
  10. Снять первичный вал. Замерить диаметры оконечности вторичного вала и отверстия главного вала. Вычесть из большего числа меньшее, разделить полученную сумму на два. Измерить окружность одного из роликов, расположенных в месте соединения валов. Сравнить показатели — если они сильно отличаются, можно судить о большом люфте.
  11. Ослабить и вытащить заднюю часть корпуса коробки — в ней расположен вторичный вал. Делать аккуратно, осторожно снимать тяги!
  12. Тщательно осмотреть внутреннюю часть заднего корпуса. Очистить от грязи, проверить опорные посадочные места, подшипник. В удлинённой зоне кожуха или хвостовике рекомендуется проверить втулку — должна быть нормально установлена, не закрывать сливное отверстие, иначе детали коробки не будут хорошо смазываться.
  13. Проверить детали вторичного вала. Заменить те, которые имеют сильную выработку. Особенно страдает шестерня 5-й передачи. Это происходит у водителей, постоянно перегружающих свою «Газель».

Внимание! Если разрушается подшипник вторичного вала, это всегда чревато тяжёлыми последствиями. Задняя часть коробки может полностью выйти из строя. В случае повреждения подшипника первичного вала ситуация не настолько критична.

Промежуточный валПромвал или промежуточный вал

Остаётся проверить состояние промвала. Здесь ничего сложного — визуально осмотреть косозубые шестерни на свету. На них не должно быть следов выработки. Чтобы снять подшипники с данного вала, нужно вооружиться двумя большими отвёртками или короткими монтировками. Инструменты ставятся по обе стороны подшипника, промвал — вертикально. Затем аккуратно надавить на обе отвёртки. Обойма от усилия легко выскочит наверх.

Сборка и подключение КПП

Сборку коробки легче проводить, когда задняя часть корпуса КПП прикручена саморезами к тяжёлому деревянному бруску. Она никуда не заваливается, остаётся неподвижной, и валы быстро вставляются.

Запрессовку подшипника на вторичный вал также рекомендуется проводить на основании с упором. Надо просверлить в деревянном бруске перьевым сверлом на 18 мм отверстие, куда и вставить вал. Теперь надевать подшипник намного легче. Установку и насадку новых элементов желательно проводить с помощью мягкой выколотки нужного размера.

Уже другим сверлом на 16 мм в аналогичном бруске сделать новое отверстие для первичного вала. В таком положении на него проще собрать детали, а также соединить его со вторичным валом. Остальное собирается так же, как и снималось, только в обратном порядке.

Несколько полезных рекомендаций напоследок:

  • датчик заднего хода вкручивается после установки коробки на машину;
  • после вдевания рычага в механизм переключения скоростей, проводится важная диагностика — прокручивая первичный вал, надо контролировать скорость и направление вращения вторичного вала;
  • на первичном валу следует обязательно смазать посадочное место для подшипника коленвала;
  • масло заливается в количестве 1,2 литра через отверстие для рычага переключения скоростей (через стандартное заливное отверстие лучше проводить контроль).

Завершающий тест-проверка работы КПП:

  • вывесить задние колёса «Газели»;
  • запустить мотор;
  • поочерёдно переключать скорости, создав имитацию движения;
  • тестировать каждую передачу не меньше 1 минуты.

Почему этот тест надо проводить именно без нагрузки, то есть с вывешенными колёсами? Дело в том, что первоначальная работа коробки будет на сухую, даже если масло заранее заправлено. Оно просто не успеет  попасть во все зазоры, и только промежуточный вал будет находиться в масляной ванне.

Рекомендации по продлению срока службы агрегата

Без должного ухода КПП «Газели» быстро выходит из строя. Некоторые объясняют это несоответствием агрегата под грузовой автомобиль. Как известно, здесь используется, хотя и доработанная, но коробка от легкового авто. Поэтому малейший перегруз или длительная эксплуатация крайне отрицательно влияют на ресурс. Уже к 80-тысячному пробегу начинают вылетать передачи, появляется треск и шум.

В первую очередь надо правильно и своевременно менять масло. Интервал замены производителем определяется 50-тысячным пробегом, но лучше это делать в два раза чаще. Заливать надо не ту смазку, которая идёт с завода (дешёвый ТАД 17), а более качественные аналоги. Например, GL-4 или 5 с вязкостью 75W-90.

Трансмиссионное масло

Другие рекомендации:

  • не загружать автомобиль выше нормы в 1,5 тонны;
  • ездить по хорошим дорогам, избегая гравия и полного бездорожья;
  • следить за сцеплением, вовремя заправлять технические жидкости.

Ремонт и разборка коробки переключения передач Газели — дело непростое, но действуя по инструкции, можно справиться с операцией самостоятельно. Если что-то не получится, коробку всегда можно отвезти в сервис или вызвать специалиста на дом.

Таблица: неисправности коробки Газели по характеру шума

Положение Характер шума Неисправность
Нейтральная скорость, выжато сцепление или когда отпускается муфта после переключения какой-либо передачи, не задней или пятой Вой Причиной этого в большинстве случаев становится изношенный подшипник первичного вала или подшипник ведущей шестерни
В движении, когда переключаются скорости Хруст Скорее всего, износ выжимного подшипника сцепления, но причина может скрываться в синхронизаторах — износ или разрушение блокирующих колец на валу
В движении выбивает передача Стук, толчок Проблемы с вилкой КПП
Холодный мотор, трудно включить пятую передачу Гул, что пропадает после прогрева Слишком густое масло или смазка плохого качества
В движении переключаются скорости Стуки Масляное голодание, недостаточный уровень MTF
Только в момент включения различных передач Вой Проблемы с отдельными шестеренками
На четвёртой или пятой передаче Треск «Подгуливает» промвал, нужна регулировка
При разгонах и сбросе скорости Тарахтение Смещено кольцо синхронизатора относительно промежуточного вала

Теперь вы знаете, как самостоятельно снять и перебрать коробку передач Газели.

Делитесь своими мнениями в комментариях.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

swapmotor.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о