Иностранный гражданин выполняет обязанности водителя: С 5 ноября 2013 года вступает в силу закон о запрете на привлечение для работы в качестве водителей лиц, не имеющих водительских удостоверений соответствующих категорий, выданных в Российской Федерации – Ваш водитель — иностранец. О чем должен помнить работодатель? / Сообщества Superjob

Тема 4. Субъекты трудового права — КиберПедия

В результате изучения данной темы студент должен:

♦ знать:понятие и виды субъектов трудового права; критерии классификации; правовой статус работника и работодателя ; вопросы представительства в трудовом праве;

♦ уметь:анализировать правовые нормы, устанавливающие основные права и обязанности работодателя, работника;

♦ владеть:навыками решения вопросов о том, какая организация и какое физическое лицо может выступать в качестве работодателя. кому предоставлены права по заключению трудовых договоров с работниками; применения полученных знаний к решению конкретных профессиональных задач.

Вопросы для обсуждения

1. Субъекты трудового права: понятие, виды, классификация. Трудовая правосубъектность.

2. Работник как субъект трудового права. Условия трудовой правосубъектности работника. Трудовые права и обязанности работника.

3. Правовой статус работодателя - юридического лица и его обособленных подразделений. Представители работодателя – юридического лица.

4. Физические лица — работодатели как субъекты трудового права: виды, представители.

5. Профсоюзы и иные представительные органы работников — субъекты трудового права. Юридические гарантии деятельности профсоюзов.

6. Объединения работодателей как субъекты трудового права: понятие, виды, права и обязанности.

 

Задания

1. Подготовить тезисы к групповой дискуссии по теме: «Государственные служащие субъекты трудового или административного права?» ( на примере конкретной категории) .

2. Провести сравнительный анализ представительства в трудовых и гражданско-правовых правоотношениях. Определить общие и отличительные признаки.

3.Подготовить сообщение по теме: «Недееспособные – субъекты трудового права».

4. Проанализируйте гражданско-правовую и трудоправовую правосубъектность. Определите различия.

5. Проведите сравнительный анализ правового статуса работодателя –юридического лица и работодателя физического лица. Определите общие и отличительные признаки.

6. Проанализируйте международные стандарты, зарубежное и российское законодательство на предмет установления возрастных границ (нижних и верхних ) для заключения трудового договора. Результаты оформите в таблице.

Задачи

1.Гражданин трудился у Попова в качестве водителя автомобиля, трудовой договор с ним не заключался. По окончании работы ему было отказано в выплате компенсации за неиспользованный отпуск. В связи с этим работник обратился с заявлением в государственную инспекцию труда. Государственный инспектор труда в удовлетворении заявления отказал, так как Попов не зарегистрирован в качестве работодателя и поэтому не может быть признан субъектом трудового права.



Правомерно ли решение государственного инспектора труда?

2. Профсоюз докеров обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения совета директоров о реорганизации порта, поскольку при ее проведении допущены нарушения прав членов данного профсоюза. . Суд отказал в удовлетворении заявления, так как профсоюз не является субъектом трудового права, поскольку он не зарегистрирован.

Можно ли признать решение суда законным и обоснованным? Какой порядок создания профессиональных союзов установлен действующим законодательством? Кто и при каких условиях может запретить деятельность профсоюзов?

3. Гражданин Усов, 15 лет, устроился на работу помощником лаборанта. По неосторожности он разбил стекло в приборе стоимостью 5 000 р. Зарплата Усова — 1 500 р. Усов отказался оплачивать стоимость стекла, ссылаясь на то, что он несовершеннолетний.

Будет ли Усов нести материальную ответственность?

4. При проведении проверки правил соблюдения продажи алкогольных напитков в ООО «Рол-Юг» было установлено, что к продаже алкоголя был допущен несовершеннолетний Масляников. Генеральный директор ООО «Рол-Юг» пояснил, что Масляникову действительно не исполнилось восемнадцати лет, однако он уже вступил в брак.

Оцените доводы сторон.

5. Работники витаминного производства ОАО «Фармацевтические товары» 15 сентября 2005 г. были предупреждены о предстоящем 15 декабря 2005 г. прекращении деятельности указанного производства и увольнении по п.2. ст.81 ТК РФ. 10 декабря 2005 г. работодателем было получено извещение о создании в организации первичной профсоюзной организации профсоюза работников химических отраслей промышленности, образованной на собрании работников 5 декабря 2005 г. В извещении было указано, что заявление о государственной регистрации данной первичной профсоюзной организации было направлено 8 декабря 2005 г. генеральный директор ОАО обратился к юрисконсульту за разъяснением о необходимости учитывать мнение профсоюзной организации при увольнении работников витаминного производства.



Сформулируйте ответ юрисконсульта. С какого момента считается созданной первичная профсоюзная организация?

6. При проверке мясоперерабатывающего предприятия «Дубковский» государственный инспектор труда обнаружил, что в нем работают Костюков и Грибов в возрасте пятнадцати лет. Костюков — учетчиком на складе готовой продукции. Он принят по устной просьбе отца — водителя того же предприятия. Грибов, отчисленный из средней школы за неуспеваемость, принят подсобным рабочим в цех приемки сырья

без согласия родителей.

С какого возраста наступает трудовая правосубъектность граждан и при каких условиях? Есть ли нарушения норм трудового права в указанных отношениях?

7. Краснодарский музыкальный театр им. Гатова пригласил учащихся хореографического училища в возрасте 8, 12 и 15 лет для участия в репертуарных спектаклях, а также в праздничных концертных программах.

Родители приглашенных исполнителей заинтересовались условиями занятости своих детей, а также тем, как будет оплачиваться этот труд. Руководство театра пояснило, что участие в спектаклях — это учебная практика, поэтому ученики будут привлекаться на безвозмездных началах.

Как правильно оформить отношения с приглашенными учащимися?

8. Иностранный гражданин выполняет обязанности водителя в автотранспортной организации. Срок, на который ему было выдано разрешение на право трудовой деятельности на территории РФ, истек.

Может ли он продолжать работу, если разрешение предполагается продлить или получить новое? Может ли иностранный гражданин выполнять работу в другой организации по совместительству или по гражданско-правовому договору? Можно ли направить иностранного гражданина в командировку за пределы субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу?

9. Юристами Совета Московской Федерации профсоюзов (МФП) проводятся бесплатные консультации и оказание правовой помощи в судах членам профсоюзов, входящих в МФП. Граждане — не члены профсоюзов и члены профсоюзов, не входящих в МФП, представители работодателей и другие заинтересованные лица получают эти услуги на платной основе.

Законна ли такая практика и имеет ли она правовое обоснование?

10. Постникова устроилась на работу в Краснодарское отделение акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (сбербанка России, расположенного в Мг. Москве.

Кто в данном случае будет выступать в качестве работодателя? К кому Постникова может предъявить требования в случае возникновения трудового спора?

11. М., признанный судом недееспособным вследствие психического расстройства, не сообщил об этом факте генеральному директору ООО «Парфенон» при переговорах о трудоустройстве.

Препятствует ли факт его гражданской недееспособности возможности выполнения работы по трудовому договору с ООО «Парфенон»?

12. В рекламном ролике подгузников снимался трехмесячный младенец В. Вместо демонстрации радости и удовольствия, предусмотренных сценарием для его роли, он плакал весь съемочный день. В результате ролик не был снят, а компания, снимавшая ролик, понесла большие расходы в связи с необходимостью оплаты оборудования, гонорара актрисе А., игравшей, роль матери, а также оплаты труда других членов съемочной группы.

Находился ли В. в трудовых отношениях с компанией? Будет ли он нести материальную ответственность за причиненный ущерб?

13.Супруга слесаря Белкина обратилась к директору завода «Прогресс», где тот работал, с просьбой оказать воздействие на мужа, который пропивает почти всю заработную плату. Директор распорядился ежемесячно выдавать заработную плату Белкина его супруге. Узнав об этом, Белкин обратился в КТС завода с требованием отменить это распоряжение, так как в организации работает он, а не его супруга.

Правомерно ли поступил директор завода? Каковы основания для ограничения трудовой дееспособности работника?

14.Соответствуют ли нормам трудового законодательства следующие действия (решения) профкома и какое они имеют значение:

1) решение о выходе из отраслевого профсоюза и автономном функционировании;

2) решение о приеме на работу наемного председателя, бухгалтера-кассира, юрисконсульта, руководителя кружка художественной самодеятельности;

3) письменное требование увольнения руководителя организации, нарушающего законодательство о труде;

4) запрещение проведения работ на механизмах, не отвечающих требованиям охраны труда;

5) предъявление иска в суд в защиту прав работников по вопросам оплаты труда;

6) рассмотрение трудового спора работника с работодателем и вынесение решения по существу;

7) требование о расторжении трудового договора с подростком в возрасте 17 лет, принятого кассиром в продовольственный отдел супермаркета;

8) решение о несогласии с увольнением водителя, совершившего прогул, так как до этого он 15 лет работал добросовестно?

15.Председатель профкома потребовал от работодателя предоставить первичной профсоюзной организации, созданной в организации, помещение с оргтехникой, телефоном, интернетом, мебелью. Кроме этого, он потребовал предоставления служебного автобуса для поездок каждую пятницу во второй половине дня 4а базу, принадлежащую организации, для проведения заседании профкома. Также председатель потребовал обеспечить ему возможность присутствия на оперативных совещаниях у генерального директора каждый понедельник.

Правомерны ли требования председателя профкома?

Какие права и гарантии для осуществления своей деятельности имеет профсоюз?

Нормативные правовые акты

 

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 31. - Ст. 4398.

Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). Ст. 3.

О минимальном возрасте для приема на работу: Конвенция МОТ № 138 1973 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957—1990. Женева, 1991. Т. 2.

О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности: Федеральный закон от 12 января 1996 № 10-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 148.

О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3032.

О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4568.

Об объединениях работодателей: Федеральный закон от 27.11.2002 № 156-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4741.

Судебная практика

По делу о проверке конституционности абзацев первого - восьмого статьи 3 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в связи с жалобами Общероссийского профессионального союза работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства и Общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 24.10.2013 N 22-П // Официальный интернет-портал правовой информации- http://www.pravo.gov.ru

Трудоустройство иностранных граждан

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 № 564н
"Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.08.2010 № 18283.

В Приказе определены виды трудовой деятельности, которые могут быть осуществлены со стороны иностранного гражданина, временно пребывающим или проживающим на территории Российской Федерации, вне пределов субъекта РФ, на территории которого выдается разрешение на трудоустройство.

Иностранный гражданин, который временно пребывает на территории РФ, имеет право на осуществление трудовой деятельности, если предусмотрено, что после трудоустройства он будет выполнять обязанности, в рамках должностей водителя, асфальтобетонщика, матроса, дорожного рабочего, монтера пути, артиста, проводника, экспедитора и т.д. Всего насчитывается 126 позиций профессий, которые могут осуществлять иностранные лица, временно проживающие на территории РФ. Помимо этого, такие граждане могут занимать должности руководителей организаций, учреждений и предприятий, специализированных производственно-эксплуатационных или функциональных подразделений, малых организаций, учреждений и предприятий.

Перечень должностей и профессий для выполнения работ иностранным гражданином, которые он имеет право осуществлять вне пределов субъекта РФ, на территории которого он проживает на временной основе, включает в себя 98 должностей служащих, 80 профессий рабочих и руководящие должности.

Общая продолжительность трудовой деятельности вне пределов субъекта РФ, на территории которого проживает иностранный гражданин, также устанавливается в рамках определенных пределов. Она рассчитывается и фиксируется в трудовом договоре вне зависимости от того, были ли выданы иностранцам направления на временную работу, в командировку, или они работают на постоянной основе.

Кроме того, в Приказе отображен тот факт, что трудовая деятельность иностранных граждан возможна вне субъекта РФ, на территории которого он получил разрешение на работу и временное проживание, если он является высококвалифицированным специалистом. В этом случае максимальная непрерывная продолжительность трудовой деятельности иностранного гражданина вне пределов субъекта РФ составляет 30 календарных дней ежегодно, при направлении в служебную командировку или в течение периода действия разрешения на работу. Если иностранный гражданин, являясь высококвалифицированным специалистом, осуществляет постоянную работу в пути (например, работая проводником) или условия работы носят разъездной характер (командировки и т.д.), что определяется трудовым договором, то трудовая деятельность иностранного гражданина и ее продолжительность не ограничиваются.

Какие граждане других государств, могут работать в такси в России?

Даю ответ на Ваш вопрос по-существу в полном объеме.

Рассмотрим общие принципы статуса личности, действующие и в рамках статуса иностранных граждан.

Часть 2 ст. 17 Конституции РФ устанавливает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Формулировка российской Конституции, использующая слово «каждый», позволяет сделать вывод о распространении принципа неотчуждаемости прав и свобод человека и на иностранных граждан. Причем согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ данный принцип действует не только в отношении тех прав и свобод, которые установлены Конституцией, но и в отношении иных прав и свобод.

Принцип неотчуждаемости также означает, что «ни одно из провозглашенных в Конституции основных прав человека не может быть произвольно изъято государством или ограничено в объеме без указания оснований ограничений. Соответствующие права могут быть ограничены государством лишь в строго установленных случаях на основе Конституции и закона» .

Неотчуждаемыми и неотъемлемыми признаются, в первую очередь, личные права, поскольку они могут быть ограничены только в исключительных случаях. Так, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Как правило, обладание личными правами не связано с принадлежностью лица к гражданству государства пребывания (проживания). Кроме того, личные права должны защищаться независимо от того, легально или нелегально находится иностранец на территории государства. Другие права (в политической, социально-экономической и культурной сферах) более часто могут быть ограничены (например, в условиях чрезвычайного положения и т.д.).

Таким образом, принцип неотчуждаемости прав и свобод человека лежит в основе конституционно-правового статуса иностранных граждан и означает, что права и свободы человека принадлежат не только гражданам государства, но и иностранным гражданам, и могут быть ограничены только в исключительных случаях и в порядке, которые установлены законом.

Принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина также находит свое закрепление в Конституции РФ, в частности, в ст. 18 - «права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Согласно данному принципу «конституционные права и свободы являются основой для соответствующих правовых предписаний любого уровня» . В случае, если какой-либо закон, подзаконный акт или судебное решение нарушают право, закрепленное в Конституции, они могут быть оспорены и признаны недействительными в установленном порядке.

Равноправие предполагает наделение граждан равными правами, создание равных условий для их реализации, а также установление равных обязанностей.

Названному принципу в Конституции РФ посвящена ст. 19, в ч. 1 которой установлено равенство всех перед законом и судом, а в ч. 2 - «равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Кроме того, ч. 3 ст. 19 Конституции РФ касается такого аспекта принципа равноправия, как равенство между мужчиной и женщиной, которое, безусловно, распространяет свое действие и на отношения с участием иностранных граждан.

Данные принципы направлены на создание условий для реализации гражданами, в том числе иностранными, прав и обязанностей. Представляется, что принцип защиты прав и свобод суть часть более широкого по содержанию принципа гарантированности прав и свобод, действие которого тесно связано с одним из элементов конституционно-правового статуса иностранцев, а именно с гарантиями статуса.

Также следует отметить, что рассматриваемый принцип проявляется и в нормах, устанавливающих комплекс прав на судебную защиту (презумпция невиновности, право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе помощи адвоката) (ст. 46-54 Конституции РФ).

Человечность в отношении к людям, уважение личности, уважение ее прав и свобод предполагает такой принцип правового положения личности, как гуманизм. Принцип гуманизма закреплен в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». В отношении конституционно-правового статуса иностранных граждан данный принцип приобретает особое значение, т.к. требует гуманного отношения к категории лиц, менее защищенной, нежели собственные граждане государства.

Принцип гуманизма тесно связан с принципом уважения основных прав и свобод, который также регулируется нормами национального законодательства. Например, ч. 1 ст. 21 Конституции РФ провозглашает: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Закрепление названных положений в нормах национального законодательства есть отражение одного из принципов современного международного права, а именно принципа уважения прав человека и основных свобод, провозглашенного на международном уровне в таких документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. (ч. 2 ст. 29 и ст. 30) и Устав ООН. Отказ государства от распространения действия принципов гуманизма и уважения основных прав и свобод человека на отношения с участием иностранных граждан будет означать деградацию самого общества, неуважение человеческого достоинства.

В отношении регламентации конституционно-правового статуса иностранных граждан принцип единства прав и обязанностей означает соответствие правам иностранцев определенных обязанностей государства их пребывания (проживания) и наоборот. Соблюдение своих обязанностей одним есть гарантия реализации права другим, именно поэтому рассмотрение указанного принципа в качестве одного из принципов определения статуса иностранных граждан необходимо.

Среди принципов определения статуса личности выделяют также соответствие статуса личности в государстве требованиям и стандартам, сложившимся в международном сообществе. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». То есть нормы международного права признаются в России источником права и, соответственно, могут влиять на регулирование различных отношений, поэтому представляется, что названный принцип следует учитывать при регулировании конституционно-правового положения не только собственных граждан государства, но и иностранцев. Причем на такое регулирование будут оказывать воздействие нормы международного права, провозглашающие и гарантирующие права и свободы человека (например, Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и др.).

Исследуя принципы конституционно-правового положения иностранных граждан, выше были рассмотрены принципы определения статуса личности, действующие и в качестве принципов определения статуса иностранцев. Кроме них применительно к конституционно-правовому положению иностранных граждан называют также специальный принцип, а именно принцип национального режима.

Национальный режим, предоставляемый иностранным гражданам в современных демократических государствах, предполагает приравнивание иностранцев в правах и обязанностях к собственным гражданам государства, т.е. наделение первых теми же правами, свободами и обязанностями, что и собственных граждан. В наиболее полной мере действие данного режима проявляется в регулировании личных прав и свобод, которые принадлежат всем людям, независимо от государства их гражданства.

Установление национального режима предполагает в некотором роде «стирание» различий в сфере обладания правами, свободами и обязанностями между иностранными и собственными гражданами государства, реализацию принципа равноправия, закрепление дополнительных гарантий соблюдения основных прав и свобод, которыми обладают иностранцы. Именно поэтому выделение национального режима в качестве специального принципа определения конституционно-правового статуса иностранцев является необходимым.

Данный принцип признается и Конституцией РФ. Так, в соответствии с ч. 3 ст. 62 «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Основным документом, регламентирующим правовой статус иностранцев в России, является Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Согласно ст. 5 данного Закона иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Согласно ст. 12 Закона иностранные граждане в Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов РФ.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы. Пребывание в Российской Федерации иностранного гражданина, приехавшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 сут. Нахождение в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на 1 год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Пребывание иностранного гражданина в Российской Федерации может быть, соответственно, продлено либо сокращено в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию. Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции или его территориальными органами.

Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года. Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов РФ с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте РФ и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

2) признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

3) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ;

4) состоящему в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в Российской Федерации;

5) осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;

6) поступившему на военную службу, на срок его военной службы;

6.1) являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам его семьи, переселяющимся совместно с ним в Российскую Федерацию (пп. 6.1 введен Федеральным законом от 18.07.2006 № 110-ФЗ (ред. от 06.01.2007)).

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в 6-месячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел и другие заинтересованные органы. В 2-месячный срок со дня поступления запроса они представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.

В случае если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание либо ранее выданное ему разрешение на временное проживание было аннулировано, он вправе повторно в том же порядке подать заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание не ранее чем через 1 год со дня отклонения его предыдущего заявления о выдаче разрешения на временное проживание либо аннулирования ранее выданного ему разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин в течение 2 месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им разрешения на временное проживание обязан лично подавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту получения разрешения на временное проживание уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации с приложением справки о доходах, копии налоговой декларации или иного документа, подтверждающего размер и источник дохода данного иностранного гражданина за очередной год со дня получения им разрешения на временное проживание.

В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее чем за 6 месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее 1 года на основании разрешения на временное проживание.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на 5 лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на 5 лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.

Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» регулируются отношения, возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации, передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении места пребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом из Российской Федерации.

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании документов, выданных или оформленных им в соответствии с федеральным законодательством о правовом положении иностранных граждан, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение. Перечень этих территорий, утверждается Правительством РФ.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место своего проживания вне пределов указанного субъекта РФ.

В вопросах занятости иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Работодателем иностранного гражданина может выступать физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать, в том числе, иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:

1) постоянно проживающих в Российской Федерации;

2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

3) являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

4) являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

5) являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

6) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

7) обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

8) приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выдано разрешение на работу. Также он не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание.

Иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на государственной гражданской службе, кроме случаев, оговоренных законом;

2) находиться на муниципальной службе;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством РФ;

Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций или долей принадлежит Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ.

Иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Тем не менее иностранные граждане могут поступить на военную службу по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала.

Правительство РФ ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы. Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта РФ. Определение органами государственной власти субъекта РФ потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством РФ.

Правительство РФ вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории Российской Федерации. Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности) в соответствии с перечнем профессий (специальностей, должностей), утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере социально-экономического развития и торговли.

Также миграционные потоки регулируются рядом двусторонних и многосторонних соглашений между Правительством РФ и правительствами других стран. Субъекты РФ, в свою очередь, могут выступать с законодательной инициативой по вопросам миграции в случаях и порядке, когда это не противоречит имеющемуся федеральному законодательству.

Необходимы соблюдение этнического баланса в стране или в ее отдельно взятом регионе, контроль легализации отношений трудового найма иностранной рабочей силы, а также изучение и адаптация имеющегося зарубежного опыта в данной сфере.

Отсутствие сложившейся системы правоприменительной практики требует дальнейшей законодательной активности в сфере подзаконных нормативных правовых актов. Экономическое развитие и административно-правовое реформирование также выявляют необходимость дальнейшей модернизации миграционного законодательства. Нормативная база:

- Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993.

- Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов (ETS N 93) (Страсбург, 24.11.1977).

- Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Принята 18.12.1990 Резолюцией 45/158 на 69-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики о трудовой деятельности и социальной защите трудящихся-мигрантов». Заключено в г. Москве 28.03.1996.

- Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов». Принято в г. Москве 15.04.1994.

- Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

- Положение о Федеральной миграционной службе. Утверждено Указом Президента РФ от 19.07.2004 № 928.

- Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».Внимательно прочитайте вышеизложенный текст. Если иностранный гражданин государства бывшего Союза ССР отвечает требованиям законного нахождения и трудовой деятельности на территории Российской Федерации, значит он вправе работать, в том числе таксистом.

кому не нужны российские права

Задать вопрос эксперту ClubTK