История ваза: История компании — Официальный сайт АО АВТОВАЗ

История появления ваз

05.10.2012

С момента появления первых упоминаний о сосудах и вазах прошла уже не одна тысяча лет. Попытки создать нечто похожее на современные вазу начались с неуклюже слепленных из глины сосудов. Они имели практическое назначение вместилищ для хранения разнообразных жидкостей и продуктов, и до сих пор продолжаются – во всех возможных видах, назначениях и материалах.

 

Этот, ранее хозяйственный предмет, а теперь часто используемый, как предмет интерьера считается, наверное, одним из самых популярных элементов декора, как в современно мире, так и в далеком прошлом.

 

Самые ценимые людьми вазы, конечно, были и остаются те, что сделаны из драгоценных металлов, украшены самоцветами или целиком выточены из природных камней.

 

А предназначение таких драгоценных сосудов определяется им под стать. 

Главным в определении вазы, о чем часто забывают люди, когда, к примеру, дарят вазу в подарок, является не столько красивая отделка или материал (хотя это тоже важно), сколько изящная форма.

Тогда ваза становится вазой, а не просто сосудом, и на нее приятно смотреть – и это и будет одним из ее предназначений. Сегодня вазы используют, в основном, для того, чтобы ставить в них цветы – практично, но с этой целью можно использовать любую емкость, поэтому все-таки главным остается общее впечатление: то, как смотрятся в вазе цветы, и то, как ваза смотрится в интерьере (пусть и без цветов). И здесь этот символический предмет становится своего рода связующим звеном, акцентом, даже ритмом интерьера, если он парный. 


Ваза невероятно популярна в качестве подарка, причем не только в последнем тысячелетии; их подносили скифским правителям подчиненные ими города, их дарили римским императорам. И, как и раньше, драгоценные вазы из золота, серебра с самоцветами могут себе позволить лишь некоторые люди; с каменными вазами ситуация изменилась: теперь они вполне доступны всем, а с появлением новых минералов выбор цвета и рисунка камня практически неограничен. Чароит, единственное в мире месторождение которого находится в Якутии, стал излюбленным камнем для изготовления ваз.

Классическая ваза из чароита на ножке с узким горлом, кромка которого загнута наружу, есть в коллекции «Галереи самоцветов». В Древнем Риме такую роскошь могли себе позволить только члены высшего сословия. Известно, что римский император I века Нерон очень любил каменные вазы и даже коллекционировал их. Однажды, когда одна из ваз разбилась, он приказал тщательно сохранить ее осколки. 


Античность – время ваз. В античное время существовало множество разновидностей сосудов, в зависимости от их формы и применения.

У всех них были свои названия. Маленькие вазочки (амфориски) из многослойного сардоникса с резной поверхностью считались в те времена наиболее дорогими. В них хранили благовония, например, нард, который получали из растения семейства валерьяновых, в русском языке именуемого мускусным корнем. Нард использовался как парфюмерное и лечебное средство. Таким образом, маленькие вазочки служили для хранения косметических и медицинских препаратов. 


Одна такая ваза находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже; ее высота всего девять сантиметров, и она имеет такую же,как и современные классические вазы, форму, с узким горлышком и ножкой, но античная резьба I в. н.э., покрывающая больше половины ее тулова, великолепна по красоте и сложности исполнения (ножка и горло добавлены позже). На трехслойном сардониксе изображена сложная композиция из пятнадцати фигурок мифических персонажей; действие происходит на облаках, которые вырезаны из белого слоя камня, а одежда персонажей – из коричневого слоя. Сюжет этой вазы обычно описывают фразой «страдающая Психея», имея в виду ее страдания от любви в мифе об Амуре и Психее. Психея изображена со связанными руками, коленопреклоненной перед Венерой, рядом с которой расположились богиня любовного убеждения Пейто и Гименей, покровитель брачных уз. Амур представлен в четырех ипостасях, в том числе гонящимся за бабочкой. На другой стороне вазы изображены Аполлон и Диана на троне. Вся эта сложная композиция имеет простую символику: Психея – невеста, страдающая от любви, бабочка – душа, этой любовью объятая, Диана и Аполлон – непорочность и таланты невесты, а Пейто и Гименей подтверждают назначение вазочки – подарок невесте.

 


История этой вазочки весьма богата событиями. Не однажды она реставрировалась и меняла своих высокопоставленных хозяев. Раньше она имела ручки. Установлено, что вазочка принадлежала Людовику XIV и Людовику XV, а до этого, в XVII веке – французскому кардиналу Мазарини, который был страстным коллекционером изделий из самоцветов, собравшим более пятисотпредметов из агата, аметиста, аквамарина, гелиотропа, горного хрусталя и прочих камней. Эрмитажная вазочка помечена в описи его коллекции как «агатовая ваза». А до Мазарини ваза была собственностью семьи Медичи. Вполне возможно, что она была в коллекции Нерона, которому предположительно подарила ее на свадьбу его мать Агриппина, делавшая обширные заказы в императорской камнерезной мастерской. 


В коллекции кардинала Мазарини была и другая ваза в виде закрытой чаши, которая хранится ныне в Парижском Лувре, в галерее Аполлона. «Большая ваза из изумрудной друзы в форме чаши» – так она значится в описи коллекции Мазарини. Изумрудная друза – вовсе не кристаллы изумруда; так во Франции называли красивый зеленый камень с желтыми пятнышками, теперь известный как хроможадеит.

Этот самоцвет встречался когда-то в Европе в небольших кусках, но запасы быстро истощились. Чаша из этого камня изготовлена миланскими мастерами в XVI веке, а ее драгоценная оправа – в Париже, веком позже. 


Древние сосуды употреблялись для хранения хозяйственных припасов, как сыпучих, так и жидких, а также для смешивания напитков, для черпания, питья и просто для украшения помещений.

 

На Крите во второй половине XVI века до н.э. оливковое масло и зерно хранили в больших амфорах с сужающимся острым дном: ставить их не было необходимости, так как они хранились в специальных кладовых с глубокими ямами, в которые и устанавливались. Все они были из глины; глиняными были и все прочие сосуды, использовавшиеся в хозяйстве: коробочки с крышками – пиксиды; широкие чаши-кратеры с ручками для смешивания вина и воды; большие амфоры-пифосы без ручек, кувшины и конусовидные чашки. Тарелок не было: пекли большие круглые хлебцы, на которые и клали еду. 

Многие вазы и чаши из глины подражают изделиям из металла и камня: это видно по их смелой, несвойственной этому материалу форме, рисунку («агатовые» полоски), накладным золотым листам. Из металла и камня делали пиршественные, а также ритуальные сосуды, которые были атрибутами религиозных обрядов и которые подносили в дар богам или клали в могилы богатых умерших, по принципу «самое дорогое – для самых важных целей». Подобные драгоценные сосуды дарили и людям – в качестве наград на разного рода состязаниях. 

Культура острова Крит, которую принято называть минойской (от имени полулегендарного древнего царя Крита Миноса), известна своим поклонением священному быку. Ритуальные сосуды, принимавшие участие в религиозных действах, изготавливались из камня, которому придавалась форма головы быка. В знаменитом огромном критском дворце в Кноссе, вероятном прообразе мифического критского лабиринта, найдены великолепные образцы работы древних камнерезов. Одна из таких работ – ваза в виде головы быка из черного стеатита с деревянными рогами, обложенными золотыми листами. Она выполнена с большим мастерством, очень реалистично: переданы складки кожи на шее быка, завитки шерсти между рогами, а искусная инкрустация подчеркивает сходство: белым перламутром выложены ноздри, глаза сделаны из горного хрусталя и подсвечены краской, что придает взгляду удивительную живость.

В такие культовые сосуды-ритоны жидкость наливалась через отверстие в темени головы, а выливалась через маленькое отверстие в морде. 


Так же были устроены и более поздние, чем минойские, греческие ритоны; греки очень многое переняли у критян. Также в Кноссе был найден ритон в виде головы львицы из желтовато-белого мраморовидного известняка. Ноздри львицы и глазницы выложены красной яшмой, а сами глаза сделаны из горного хрусталя. 


Но, пожалуй, самой впечатляющей работой критских мастеров является ритон, целиком выточенный из горного хрусталя, вернее, из той его разновидности, которую иногда называют льдистым кварцем. Это сосуд округлой формы с сужающимся книзу заостренным дном и небольшим, невысоким горлом; форма типична, но не материал. Красивый вид ритону придает изогнутая ручка из бронзовой проволоки, на которую нанизаны круглые хрустальные и фаянсовые позолоченные бусы. Плечики ритона тоже украшены бусинами: плоские позолоченные бусины разделяют уплощенные цилиндрические из горного хрусталя. Вряд ли это был обычный предмет, скорее, он использовался в ритуальных действах. 


В древнегреческих легендах есть упоминание о Крите как о родине искусства обработки металла: глубоко в горах древние кузнецы – тельхены – делают оружие и прочие дорогие изделия. Критяне вполне могли использовать пещеры в горах в качестве природных кузниц, тем более что в одной из пещер найдены сотни готовых мечей, кинжалов, листов золота, слитков бронзы. Сами же греки заимствовали у критян не только приемы работы с металлом, но и самый популярный орнамент металлических сосудов – спирали. 


Греки делали вазы и на заказ, для «иностранцев», например, в IV веке н.э. для скифов, которые известны своим «звериным» стилем в ювелирном искусстве. А вот золотые вазы и прочие сосуды из скифских захоронений имеют совершенно иную, реалистическую тематику и явно не применялись по назначению. Это и есть изделия греческих мастеров, которым платили за работу достаточно для того, чтобы они приезжали и прямо на месте наблюдали за жизнью скифов, а затем воплощали сцены из нее в металле. Готовые вещи скифами не использовались, так как правители копили их для загробной жизни: все драгоценные вещи хоронились вместе с хозяином. 


Именно греческие амфоры, чаши и вазы стали одним из основных элементов классического стиля, возникшего в эпоху Ренессанса, когда все эти сосуды итальянцы начали выкапывать из-под земли. Парные вазы, которыми оформляли входы, камины, оконные проемы и другие элементы интерьера, не требовали никакого наполнения и являлись самодостаточными предметами. В эпоху ампира парные вазы прочно укрепились даже в качестве архитектурных элементов. Классические «имперские» чаши и вазы из малахита есть и в коллекции «Галереи самоцветов». Такие вазы всегда ставятся на постамент, в данном случае из малахита, с накладными позолоченными бронзовыми накладками в виде лент. 


В музеях мира хранится большое количество ваз, которые поражают современных людей, задающих всегда один и тот же вопрос: «Как это было сделано?!».

 

И, пожалуй, вазы можно назвать предметом в этом плане таинственным, почти сказочным. Действительно, каким образом три-четыре тысячи лет назад можно было выточить из камня вазу с гладким яйцевидным дном и так ее сбалансировать, что она не заваливается и стоит идеально ровно, а площадь соприкосновения дна с поверхностью, на которой она стоит – как у яйца? Это и сейчас достаточно труднодостижимо, даже в керамике. 

Однако и мы зря отказываем своим предкам в изобретательности, сноровке и таланте. Ведь умудрялся же первобытный человек откалывать от твердого кремня куски так, чтобы получить острый, как бритва, наконечник – без всяких инструментов. Имея гончарный круг, те же египтяне вполне могли обтачивать куски камня, и для этого совсем необязательно потеть самим: можно применять силу домашних животных. Даже в XVIII веке российские камнерезы обладали подчас тем же набором приспособлений, что и их древние коллеги, а их произведения стоят в Эрмитаже: та же Царица ваз из зеленой колыванской волнистой яшмы, самая большая ваза в мире. Царица ваз сделана в виде овальной чаши на ножке. Чаша по большому диаметру – больше пяти метров и вырезана из цельного куска яшмы. 

Но самое загадочное в вазе – ее древний символизм: это утроба богини-матери и в то же время драгоценный сосуд, источник процветания, здоровья и долгой жизни. Ваза в виде чаши обладает древним магическим значением во многих культурах. В ирландских легендах в магических чашах на пирах никогда не кончалась пища; кельтский волшебный котел дарует плодородие и изобилие, а знаменитая чаша священного Грааля дает бессмертие, отпущение грехов и прочие блага. Одновременно с этим чаша – это судьба человека («да минует меня чаша сия»), чаша жизни, из которой мы пьем. У вазы есть и другое значение: ее часто сравнивают с душой человека или его сердцем, проводя аналогии «разбитая ваза – разбитое сердце».

 

 

В стихотворении известного французского поэта XIX века Армана Сюлли-Прюдома «Разбитая ваза» тоже есть это сравнение: 

…А вазе уж грозит нежданная беда! 
Увял ее цветок, ушла ее вода. .. 
Не тронь ее: она разбита. 
Так сердца моего коснулась ты рукой… 
От всех его страданье скрыто, 
Но рана глубока и каждый день растет… 
Не тронь его: оно разбито. 

Может, поэтому нам так неуютно, когда мы нечаянно разбиваем вазу – хранилище тайн, драгоценный сосуд души, сокрытой от чужих взоров.

 

_______________

Читайте также:

  • Стиль Арт-Деко — синоним эффектности
  • Фотографии в интерьере

Вазы: история и современность | vaza.in.ua

О вазахкерамические вазыadmin

На сегодняшний день керамическая ваза является едва ли не самым популярным предметом декорирования, и наличие в доме красивой вазы определяет вкус хозяина, его достаток и чувство стиля.

Как и многие другие вещи, окружающие нас сегодня, вазы берут свое начало с далеких античных времен, когда они были скорее предметом быта, нежели дизайна интерьера.

Первые вазы появились в Древней Греции задолго до начала нашей эры и являли собой сосуд с изящной формой, который оснащен художественными украшениями из красок или лепки. Как правило, вазы делались из глины, а с развитием цивилизации эти предметы стали изготавливать из стекла, металла, фарфора и камня.

Первоначально вазы использовались для хранения напитков, различной пищи и т.д. Вазы с узким горлышком и вытянутым корпусом назывались амфорами и предназначались для вина.

Несколько позже греки стали использовать вазы не для бытовых целей, а для украшения своих домов. Это способствовало появлению профессии художника по вазам, задачей которого была расписать или налепить на вазу оригинальные украшения, что делало ее уникальной. Вазы обжигались в глиняных печах и после остывания были готовы к использованию в различных целях.

Немного позже, в период развития Древнего Рима, вазы стали полноценным товаром, который мог быть обменян на продовольствие, шкуры животных или рабов. Стоит отметить, что уже тогда античные вазы считались антикварными и оценивались очень высоко. Согласно одной из историй, один богатый римский землевладелец купил античную вазу с уникальными рисованными узорами у другого купца за целый корабль, груженный солью, которая тогда была едва ли не основной товарной мерой.

В период Средневековья вазы украшали дома благородной знати и служили полноценным и самостоятельным предметом интерьера. В этот же период в Европе стали массово появляться китайские расписные вазы как экзотический товар из восточных земель.

Стоит отметить, что в эпоху Возрождения вазы стали более универсальными – теперь большинство подобных изделий могли служить и для украшения помещения, и для сохранения в них каких-либо продуктов, например, винограда и прочих вкусностей.

С приходом ряда промышленных революций в европейских странах эстетика отошла на второй план, и керамические вазы практически не встречались в широких кругах. Чаще всего старинными вазами интересовались лишь частные коллекционеры или богатые предприниматели для демонстрации своего статуса.

Прагматичный и достаточно суровый ХХ век также не способствовал развитию эстетики в интерьере жилища, особенно у бедной прослойки населения. Вазами, как и прежде, интересовались лишь богатые коллекционеры, государственные деятели и предприниматели. Производство керамики было направлено, зачастую, на пищевую промышленность.

Во второй половине прошлого столетия вазы стали появляться и в домах рабочих семей. Мир стал стремиться к созданию комфортной для себя среды без оглядки на прагматизм и минималистические убеждения. Конечно же, это были не античные и древнеримские экземпляры, но на то время это были вещи весьма достойные и могли служить хорошим подарком, впрочем, как и сейчас.

На сегодняшний день керамические вазы служат неотъемлемой частью образа дома, в котором люди знают, что такое стильный декор и дизайн интерьера.

В нашем интернет-магазине Вы можете выбрать напольную или настольную вазу на любой вкус и цвет.

Визуальная история цветочного горшка, вазы и кашпо – TORTUGA

Удивительное разнообразие сосудов было разработано для хранения, выращивания и транспортировки цветов с тех пор, как египтяне впервые использовали горшки для перемещения растений из одного места в другое. На временной шкале, охватывающей период от классической Греции до викторианской эпохи и дизайна Мемфиса 1980-х годов, мы намечаем эволюцию скромного цветочного горшка и рост комнатных растений, выделяя наши фавориты.

Сделать выбор из этой скудно задокументированной истории было непросто, но мы обратились к архивам The Met, чтобы определить ключевые примеры, демонстрирующие конкретные материалы, формы и способы использования кашпо.

 

Терракотовый пиксис, Греция ок. 575–550 гг. до н.э.

Цветочные горшки традиционно изготавливались из терракоты. Этот пиксис (маленькая шкатулка, используемая для безделушек) имеет простой коринфский узор с зубчатыми краями.

 

 

Цветочный горшок, Китай. XIV–XV вв.

Большинство сосудов, произведенных в Китае в 1300–1400-х годах, предназначались для хранения цветов или луковиц. В этом примере нас привлекла современная форма и элегантная глазурь.

 

Ламбертус ван Энхоорн, Мебель, ок. 1690

В 18 веке горшки использовались для отправки саженцев, орхидей, фиалок и герани в Африку, Вест-Индию, Северную Америку и Европу и обратно. Этот набор мебели 1690 года Ламбертуса ван Энхорна Датча состоит из закрытой вазы, двух двойных ваз тыквы и двух кубков. Гарнитуры были сделаны в декоративных целях для размещения на шкафах и каминных полках. Являясь ярким примером делфтской керамики, сосуды демонстрируют классическую бело-голубую палитру, цветочный узор и исключительное качество глазури.

 

Wedgwood and Co., Горшок для луковиц, ок. 1780–90

Викторианскую эпоху часто называют эпохой комнатных растений. По мере распространения индустриализации на рабочем месте дом стал мирным убежищем, и частью этих усилий было привнесение природы в помещение.

 

Karl L.H. Müller, Jardinière, 1876

Немецкий скульптор Karl L.H. Müller разработал необычные произведения, возродившие и авантюрно сочетающие исторические стили. Этот жардиньер (декоративный горшок) — достойная дань уважения истории гончарного дела в древности и современности. В нижней половине в низком рельефе смоделированы сцены гончаров из Древнего Египта и Греции, а также из современной американской промышленности. В верхней половине изображен расписной фриз с мотивами.

 

Фрэнк Ллойд Райт, квадратный плантатор. ок. 1955

В 1955 году Фрэнк Ллойд Райт разработал линию мебели Four Square для производства Heritage Henredon. Райт также разработал соответствующие аксессуары, но были изготовлены только прототипы Square Vase и серия более высоких ваз. Мы бы хотели, чтобы они пошли в производство.

 

Алвар и Айно Аалто, ваза Savoy, 1937 г.37. Вдохновленная платьем саамской женщины, вздымающаяся форма вазы усложняла производство. Сегодня он производится на стекольном заводе Iittala практически во всех цветах.

 

Пабло Пикассо, Керамика в ассортименте, 1946-1973

Пикассо открыл для себя глину как расслабляющую среду для работы летом на Лазурном берегу. Сотрудничая с гончарной мастерской Мадуры, он выпустил доступные издания, которые можно было купить в мастерской. Пикассо использовал множество источников для своих керамических рисунков, но общей темой были животные и человеческие лица, а также греческая мифология и коррида.

 

Широ Курамата, Цветочная ваза № 3, 1989 г.

Широ Курамата был членом Мемфиса и одним из самых инновационных дизайнеров конца двадцатого века. Эта ваза олицетворяет элегантность и поэтический лиризм его минималистской эстетики, исследуя визуальные возможности акрила.

 

Этторе Соттсасс, Clesitera Vase, 1986

Этторе Соттсасс и Марко Занини совместно со стеклодувами Мурано создали первую коллекцию стекла в Мемфисе. Все изделия, названные в честь созвездий, требовали технического мастерства для реализации сложных замыслов. Ваза Clesitera является ярким примером тотемного стиля дизайна Соттсасса с добавлением экзотических «драгоценностей».

 


Возвращение домой без упаковки

Древнегреческая роспись на вазе — История для детей

Греческая роспись на вазе

Древнегреческое искусство было важной частью жизни людей.

Роспись ваз была важна, и на горшках обычно изображали людей или фигуры.

Вазы были частью способа, которым древние греки зарабатывали деньги, а художники продавали и обменивали вазы, чтобы заработать на жизнь. Древнегреческая ваза

Роспись вазы

Самая популярная роспись вазы была тогда, когда древние греки раскрашивали красный или черный горшок.

Эти вазы использовались в основном для хранения вина и воды.

Вазы были популярны в домах, особенно в домах богатых людей.

Они считались произведениями искусства, а также были практичными, поскольку в них хранились важные вещи.

Формы

Форма вазы была разной в разные времена Древней Греции.

Некоторые вазы будут сделаны из разных секций.

Были бы ножки, шейка и ручки. Срезы соединяли вместе и сушили.

Каждая ваза уникальна, имеет уникальную форму и уникальный размер.

Вазы могут быть маленькими или большими.

В зависимости от того, что будет держать ваза, художник решит, какой формы она будет.

Наиболее распространенными были подставки для вина, они назывались кратерами и использовались для смешивания воды с вином.

Вазу для наливания вина можно назвать ойнохоаи.

Чаши со ножками также считались вазами и назывались киликсами.

Чтобы хранить масло или духи, производитель ваз делал кувшин лекитои.

Они были прочными и имели ручки, чтобы их можно было легко переносить. Затем каждую из них украшали по выбору покупателя или художника. Древнегреческая ваза

Керамика

Вазы были изготовлены на гончарном круге из глины.

Ручки и другие формы будут добавлены с помощью глиняной накладки.

Это позволит деталям склеиться, и горшок высохнет.

Живопись

Затем ваза будет украшена, и это будет зависеть от того, какой стиль использовался.

Вазу раскрашивают черной или другой цветной краской и маленькой кисточкой наносят метки на вазу.

Щетка будет сделана из перьев или хвоста животного.

Когда вазу раскрашивали, художник наносил несколько слоев краски, и краска со временем отслаивалась. Древнегреческая ваза

Обжиг

Вазу нужно было поставить в огонь, чтобы она затвердела и длиться долго.

Керамика считалась более мягкой, чем современная керамика, и это из-за отсутствия тепла, в которое ставилась ваза. красить вазы и продавать их, чтобы заработать на жизнь.

У каждого художника был свой стиль и дизайн, и люди могли сказать, нарисовал ли тот или иной художник вазу.

Художники расписывали вазы в мастерских и обычно считались мастерами-гончарами.

Художники не имели над собой никакого государственного контроля, и им разрешалось рисовать на вазе все, что они хотели.

Большинству рабочих платили так же, как разнорабочим или ремесленникам, и покупка вазы обычно обходилась покупателю в дневной заработок.

Некоторые художники изготовили более 200 ваз. Древнегреческая ваза

Факты о древнегреческой вазописи:
  • Вазы в основном производились и расписывались в Спарте, на Крите и на Кипре.
  • Некоторые из популярных рисунков на вазах представляли собой круги или геометрические фигуры.
  • Некоторые вазы были покрыты треугольниками.
  • Многие художники рисовали фигуры людей, животных, таких как птицы и коровы, или другие фигуры.
  • Когда-то на вазах рисовали черные фигуры, и это было очень популярно.
  • Красные фигуры заменили черные фигуры, а фигуры были обведены черным.

 

Чему вы научились?
  1. Для чего предназначались вазы в древнегреческие времена?   Вазы были важны для хранения вещей, и они были способом зарабатывать на жизнь для художников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *