05.10.2012 С момента появления первых упоминаний о сосудах и вазах прошла уже не одна тысяча лет. Попытки создать нечто похожее на современные вазу начались с неуклюже слепленных из глины сосудов. Они имели практическое назначение вместилищ для хранения разнообразных жидкостей и продуктов, и до сих пор продолжаются – во всех возможных видах, назначениях и материалах.
Этот, ранее хозяйственный предмет, а теперь часто используемый, как предмет интерьера считается, наверное, одним из самых популярных элементов декора, как в современно мире, так и в далеком прошлом.
Самые ценимые людьми вазы, конечно, были и остаются те, что сделаны из драгоценных металлов, украшены самоцветами или целиком выточены из природных камней.
А предназначение таких драгоценных сосудов определяется им под стать. Главным в определении вазы, о чем часто забывают люди, когда, к примеру, дарят вазу в подарок, является не столько красивая отделка или материал (хотя это тоже важно), сколько изящная форма. Тогда ваза становится вазой, а не просто сосудом, и на нее приятно смотреть – и это и будет одним из ее предназначений. Сегодня вазы используют, в основном, для того, чтобы ставить в них цветы – практично, но с этой целью можно использовать любую емкость, поэтому все-таки главным остается общее впечатление: то, как смотрятся в вазе цветы, и то, как ваза смотрится в интерьере (пусть и без цветов). И здесь этот символический предмет становится своего рода связующим звеном, акцентом, даже ритмом интерьера, если он парный.
У всех них были свои названия. Маленькие вазочки (амфориски) из многослойного сардоникса с резной поверхностью считались в те времена наиболее дорогими. В них хранили благовония, например, нард, который получали из растения семейства валерьяновых, в русском языке именуемого мускусным корнем. Нард использовался как парфюмерное и лечебное средство. Таким образом, маленькие вазочки служили для хранения косметических и медицинских препаратов.
На Крите во второй половине XVI века до н.э. оливковое масло и зерно хранили в больших амфорах с сужающимся острым дном: ставить их не было необходимости, так как они хранились в специальных кладовых с глубокими ямами, в которые и устанавливались. Все они были из глины; глиняными были и все прочие сосуды, использовавшиеся в хозяйстве: коробочки с крышками – пиксиды; широкие чаши-кратеры с ручками для смешивания вина и воды; большие амфоры-пифосы без ручек, кувшины и конусовидные чашки. Тарелок не было: пекли большие круглые хлебцы, на которые и клали еду. Многие вазы и чаши из глины подражают изделиям из металла и камня: это видно по их смелой, несвойственной этому материалу форме, рисунку («агатовые» полоски), накладным золотым листам. Из металла и камня делали пиршественные, а также ритуальные сосуды, которые были атрибутами религиозных обрядов и которые подносили в дар богам или клали в могилы богатых умерших, по принципу «самое дорогое – для самых важных целей». Подобные драгоценные сосуды дарили и людям – в качестве наград на разного рода состязаниях. Культура острова Крит, которую принято называть минойской (от имени полулегендарного древнего царя Крита Миноса), известна своим поклонением священному быку. Ритуальные сосуды, принимавшие участие в религиозных действах, изготавливались из камня, которому придавалась форма головы быка. В знаменитом огромном критском дворце в Кноссе, вероятном прообразе мифического критского лабиринта, найдены великолепные образцы работы древних камнерезов. Одна из таких работ – ваза в виде головы быка из черного стеатита с деревянными рогами, обложенными золотыми листами. Она выполнена с большим мастерством, очень реалистично: переданы складки кожи на шее быка, завитки шерсти между рогами, а искусная инкрустация подчеркивает сходство: белым перламутром выложены ноздри, глаза сделаны из горного хрусталя и подсвечены краской, что придает взгляду удивительную живость. В такие культовые сосуды-ритоны жидкость наливалась через отверстие в темени головы, а выливалась через маленькое отверстие в морде.
И, пожалуй, вазы можно назвать предметом в этом плане таинственным, почти сказочным. Действительно, каким образом три-четыре тысячи лет назад можно было выточить из камня вазу с гладким яйцевидным дном и так ее сбалансировать, что она не заваливается и стоит идеально ровно, а площадь соприкосновения дна с поверхностью, на которой она стоит – как у яйца? Это и сейчас достаточно труднодостижимо, даже в керамике. Однако и мы зря отказываем своим предкам в изобретательности, сноровке и таланте. Ведь умудрялся же первобытный человек откалывать от твердого кремня куски так, чтобы получить острый, как бритва, наконечник – без всяких инструментов. Имея гончарный круг, те же египтяне вполне могли обтачивать куски камня, и для этого совсем необязательно потеть самим: можно применять силу домашних животных. Даже в XVIII веке российские камнерезы обладали подчас тем же набором приспособлений, что и их древние коллеги, а их произведения стоят в Эрмитаже: та же Царица ваз из зеленой колыванской волнистой яшмы, самая большая ваза в мире. Царица ваз сделана в виде овальной чаши на ножке. Чаша по большому диаметру – больше пяти метров и вырезана из цельного куска яшмы. Но самое загадочное в вазе – ее древний символизм: это утроба богини-матери и в то же время драгоценный сосуд, источник процветания, здоровья и долгой жизни. Ваза в виде чаши обладает древним магическим значением во многих культурах. В ирландских легендах в магических чашах на пирах никогда не кончалась пища; кельтский волшебный котел дарует плодородие и изобилие, а знаменитая чаша священного Грааля дает бессмертие, отпущение грехов и прочие блага. Одновременно с этим чаша – это судьба человека («да минует меня чаша сия»), чаша жизни, из которой мы пьем. У вазы есть и другое значение: ее часто сравнивают с душой человека или его сердцем, проводя аналогии «разбитая ваза – разбитое сердце».
В стихотворении известного французского поэта XIX века Армана Сюлли-Прюдома «Разбитая ваза» тоже есть это сравнение: …А вазе уж грозит нежданная беда! Может, поэтому нам так неуютно, когда мы нечаянно разбиваем вазу – хранилище тайн, драгоценный сосуд души, сокрытой от чужих взоров.
_______________ Читайте также:
|
Вазы: история и современность | vaza.in.ua
О вазахкерамические вазыadmin
На сегодняшний день керамическая ваза является едва ли не самым популярным предметом декорирования, и наличие в доме красивой вазы определяет вкус хозяина, его достаток и чувство стиля.
Как и многие другие вещи, окружающие нас сегодня, вазы берут свое начало с далеких античных времен, когда они были скорее предметом быта, нежели дизайна интерьера.
Первые вазы появились в Древней Греции задолго до начала нашей эры и являли собой сосуд с изящной формой, который оснащен художественными украшениями из красок или лепки. Как правило, вазы делались из глины, а с развитием цивилизации эти предметы стали изготавливать из стекла, металла, фарфора и камня.
Первоначально вазы использовались для хранения напитков, различной пищи и т.д. Вазы с узким горлышком и вытянутым корпусом назывались амфорами и предназначались для вина.
Несколько позже греки стали использовать вазы не для бытовых целей, а для украшения своих домов. Это способствовало появлению профессии художника по вазам, задачей которого была расписать или налепить на вазу оригинальные украшения, что делало ее уникальной. Вазы обжигались в глиняных печах и после остывания были готовы к использованию в различных целях.
Немного позже, в период развития Древнего Рима, вазы стали полноценным товаром, который мог быть обменян на продовольствие, шкуры животных или рабов. Стоит отметить, что уже тогда античные вазы считались антикварными и оценивались очень высоко. Согласно одной из историй, один богатый римский землевладелец купил античную вазу с уникальными рисованными узорами у другого купца за целый корабль, груженный солью, которая тогда была едва ли не основной товарной мерой.
В период Средневековья вазы украшали дома благородной знати и служили полноценным и самостоятельным предметом интерьера. В этот же период в Европе стали массово появляться китайские расписные вазы как экзотический товар из восточных земель.
Стоит отметить, что в эпоху Возрождения вазы стали более универсальными – теперь большинство подобных изделий могли служить и для украшения помещения, и для сохранения в них каких-либо продуктов, например, винограда и прочих вкусностей.
С приходом ряда промышленных революций в европейских странах эстетика отошла на второй план, и керамические вазы практически не встречались в широких кругах. Чаще всего старинными вазами интересовались лишь частные коллекционеры или богатые предприниматели для демонстрации своего статуса.
Прагматичный и достаточно суровый ХХ век также не способствовал развитию эстетики в интерьере жилища, особенно у бедной прослойки населения. Вазами, как и прежде, интересовались лишь богатые коллекционеры, государственные деятели и предприниматели. Производство керамики было направлено, зачастую, на пищевую промышленность.
Во второй половине прошлого столетия вазы стали появляться и в домах рабочих семей. Мир стал стремиться к созданию комфортной для себя среды без оглядки на прагматизм и минималистические убеждения. Конечно же, это были не античные и древнеримские экземпляры, но на то время это были вещи весьма достойные и могли служить хорошим подарком, впрочем, как и сейчас.
На сегодняшний день керамические вазы служат неотъемлемой частью образа дома, в котором люди знают, что такое стильный декор и дизайн интерьера.
В нашем интернет-магазине Вы можете выбрать напольную или настольную вазу на любой вкус и цвет.
Визуальная история цветочного горшка, вазы и кашпо – TORTUGA
Удивительное разнообразие сосудов было разработано для хранения, выращивания и транспортировки цветов с тех пор, как египтяне впервые использовали горшки для перемещения растений из одного места в другое. На временной шкале, охватывающей период от классической Греции до викторианской эпохи и дизайна Мемфиса 1980-х годов, мы намечаем эволюцию скромного цветочного горшка и рост комнатных растений, выделяя наши фавориты.
Сделать выбор из этой скудно задокументированной истории было непросто, но мы обратились к архивам The Met, чтобы определить ключевые примеры, демонстрирующие конкретные материалы, формы и способы использования кашпо.
Терракотовый пиксис, Греция ок. 575–550 гг. до н.э.
Цветочные горшки традиционно изготавливались из терракоты. Этот пиксис (маленькая шкатулка, используемая для безделушек) имеет простой коринфский узор с зубчатыми краями.
Цветочный горшок, Китай. XIV–XV вв.
Большинство сосудов, произведенных в Китае в 1300–1400-х годах, предназначались для хранения цветов или луковиц. В этом примере нас привлекла современная форма и элегантная глазурь.
Ламбертус ван Энхоорн, Мебель, ок. 1690
В 18 веке горшки использовались для отправки саженцев, орхидей, фиалок и герани в Африку, Вест-Индию, Северную Америку и Европу и обратно. Этот набор мебели 1690 года Ламбертуса ван Энхорна Датча состоит из закрытой вазы, двух двойных ваз тыквы и двух кубков. Гарнитуры были сделаны в декоративных целях для размещения на шкафах и каминных полках. Являясь ярким примером делфтской керамики, сосуды демонстрируют классическую бело-голубую палитру, цветочный узор и исключительное качество глазури.
Wedgwood and Co., Горшок для луковиц, ок. 1780–90
Викторианскую эпоху часто называют эпохой комнатных растений. По мере распространения индустриализации на рабочем месте дом стал мирным убежищем, и частью этих усилий было привнесение природы в помещение.
Karl L.H. Müller, Jardinière, 1876
Немецкий скульптор Karl L.H. Müller разработал необычные произведения, возродившие и авантюрно сочетающие исторические стили. Этот жардиньер (декоративный горшок) — достойная дань уважения истории гончарного дела в древности и современности. В нижней половине в низком рельефе смоделированы сцены гончаров из Древнего Египта и Греции, а также из современной американской промышленности. В верхней половине изображен расписной фриз с мотивами.
Фрэнк Ллойд Райт, квадратный плантатор. ок. 1955
В 1955 году Фрэнк Ллойд Райт разработал линию мебели Four Square для производства Heritage Henredon. Райт также разработал соответствующие аксессуары, но были изготовлены только прототипы Square Vase и серия более высоких ваз. Мы бы хотели, чтобы они пошли в производство.
Алвар и Айно Аалто, ваза Savoy, 1937 г.37. Вдохновленная платьем саамской женщины, вздымающаяся форма вазы усложняла производство. Сегодня он производится на стекольном заводе Iittala практически во всех цветах.
Пабло Пикассо, Керамика в ассортименте, 1946-1973
Пикассо открыл для себя глину как расслабляющую среду для работы летом на Лазурном берегу. Сотрудничая с гончарной мастерской Мадуры, он выпустил доступные издания, которые можно было купить в мастерской. Пикассо использовал множество источников для своих керамических рисунков, но общей темой были животные и человеческие лица, а также греческая мифология и коррида.
Широ Курамата, Цветочная ваза № 3, 1989 г.
Широ Курамата был членом Мемфиса и одним из самых инновационных дизайнеров конца двадцатого века. Эта ваза олицетворяет элегантность и поэтический лиризм его минималистской эстетики, исследуя визуальные возможности акрила.
Этторе Соттсасс, Clesitera Vase, 1986
Этторе Соттсасс и Марко Занини совместно со стеклодувами Мурано создали первую коллекцию стекла в Мемфисе. Все изделия, названные в честь созвездий, требовали технического мастерства для реализации сложных замыслов. Ваза Clesitera является ярким примером тотемного стиля дизайна Соттсасса с добавлением экзотических «драгоценностей».
Возвращение домой без упаковки
Древнегреческая роспись на вазе — История для детей
Греческая роспись на вазе
Древнегреческое искусство было важной частью жизни людей.
Роспись ваз была важна, и на горшках обычно изображали людей или фигуры.
Вазы были частью способа, которым древние греки зарабатывали деньги, а художники продавали и обменивали вазы, чтобы заработать на жизнь. Древнегреческая ваза
Роспись вазыСамая популярная роспись вазы была тогда, когда древние греки раскрашивали красный или черный горшок.
Эти вазы использовались в основном для хранения вина и воды.
Вазы были популярны в домах, особенно в домах богатых людей.
Они считались произведениями искусства, а также были практичными, поскольку в них хранились важные вещи.
ФормыФорма вазы была разной в разные времена Древней Греции.
Некоторые вазы будут сделаны из разных секций.
Были бы ножки, шейка и ручки. Срезы соединяли вместе и сушили.
Каждая ваза уникальна, имеет уникальную форму и уникальный размер.
Вазы могут быть маленькими или большими.
В зависимости от того, что будет держать ваза, художник решит, какой формы она будет.
Наиболее распространенными были подставки для вина, они назывались кратерами и использовались для смешивания воды с вином.
Вазу для наливания вина можно назвать ойнохоаи.
Чаши со ножками также считались вазами и назывались киликсами.
Чтобы хранить масло или духи, производитель ваз делал кувшин лекитои.
Они были прочными и имели ручки, чтобы их можно было легко переносить. Затем каждую из них украшали по выбору покупателя или художника. Древнегреческая ваза
КерамикаВазы были изготовлены на гончарном круге из глины.
Ручки и другие формы будут добавлены с помощью глиняной накладки.
Это позволит деталям склеиться, и горшок высохнет.
ЖивописьЗатем ваза будет украшена, и это будет зависеть от того, какой стиль использовался.
Вазу раскрашивают черной или другой цветной краской и маленькой кисточкой наносят метки на вазу.
Щетка будет сделана из перьев или хвоста животного.
Когда вазу раскрашивали, художник наносил несколько слоев краски, и краска со временем отслаивалась. Древнегреческая ваза
ОбжигВазу нужно было поставить в огонь, чтобы она затвердела и длиться долго.
Керамика считалась более мягкой, чем современная керамика, и это из-за отсутствия тепла, в которое ставилась ваза. красить вазы и продавать их, чтобы заработать на жизнь.
У каждого художника был свой стиль и дизайн, и люди могли сказать, нарисовал ли тот или иной художник вазу.
Художники расписывали вазы в мастерских и обычно считались мастерами-гончарами.
Художники не имели над собой никакого государственного контроля, и им разрешалось рисовать на вазе все, что они хотели.
Большинству рабочих платили так же, как разнорабочим или ремесленникам, и покупка вазы обычно обходилась покупателю в дневной заработок.
Некоторые художники изготовили более 200 ваз. Древнегреческая ваза
Факты о древнегреческой вазописи:- Вазы в основном производились и расписывались в Спарте, на Крите и на Кипре.
- Некоторые из популярных рисунков на вазах представляли собой круги или геометрические фигуры.
- Некоторые вазы были покрыты треугольниками.
- Многие художники рисовали фигуры людей, животных, таких как птицы и коровы, или другие фигуры.
- Когда-то на вазах рисовали черные фигуры, и это было очень популярно.
- Красные фигуры заменили черные фигуры, а фигуры были обведены черным.
Чему вы научились?
- Для чего предназначались вазы в древнегреческие времена? Вазы были важны для хранения вещей, и они были способом зарабатывать на жизнь для художников.